Судебная коллегия по административным делам второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А, судей Семеновой И.А, Вдовиченко С.В, при секретаре Рунове Д.Ю, с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-339/2021 по апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" на решение Ленинградского областного суда от 21 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" о признании не действующим в части Порядка предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и (или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 14 апреля 2014 года N 121.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, выслушав представителя административного истца государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" (далее - ГУП "Водоканал Ленинградской области") - Гребенникову Е.А, подержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области - Савченко О.А, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области - Юрину Е.А, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Парфеновой Е.Г, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Ленинградской области от 14 апреля 2014 года N 121 (далее - Постановление N 121), опубликованным на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 21 апреля 2014 года, утвержден Порядок предоставления субсидий и грантов в форме субсидий ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) холодного водоснабжения и(или) водоотведения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области" (далее - Порядок) (Т.1 л.д.143-154).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2020 года N 871 (далее - Постановление N 871), опубликованным на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 29 декабря 2020 года, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 года внесены изменения в Постановление N 121 (Т.1 л.д.179-200).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2.2. Порядка (в редакции Постановления N 871) установлено, что для получения субсидии получатели субсидии, получатели грантов в форме субсидий представляют в Комитет заявку, подписанную руководителем и главным бухгалтером ресурсоснабжающей организации, по форме, утверждаемой правовым актом Комитета, с приложением следующих документов:
копии договоров ресурсоснабжения, заключенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", или копии договоров управления многоквартирным домом (копия договора управления, заключенного председателем совета многоквартирного дома на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме) - в случае когда ресурсоснабжающая организация одновременно является управляющей организацией, или копии договоров холодного водоснабжения, водоотведения - при выборе собственниками жилых помещений в многоквартирном доме непосредственного способа управления.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в таком доме, или копии договоров холодного водоснабжения, водоотведения с собственниками жилых домов, или реестр многоквартирных домов с указанием даты заключения договоров, сведений о реквизитах (даты и номера) протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, опубликованное в печатном издании, в котором публикуются акты органа местного самоуправления, при заключении договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, или копия решения органа местного самоуправления об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Постановлениями Правительства Ленинградской области от 27 апреля 2021 года N 235, от 24 июня 2021 года N 396 в Постановление N 121 также вносились изменения, которые не изменили редакцию подпункта "а" пункта 2.2. Порядка.
ГУП "Водоканал Ленинградской области" обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, уточненном в ходе рассмотрения дела в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просило признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда подпункт "а" пункта 2.2. Порядка, утвержденного Постановлением N 121 (в редакции Постановления N 871) (Т.2 л.д.34-40).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что требования, установленные в подпункте "а" пункта 2.2. Порядка являются избыточными и противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно: статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федеральному закону от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"; Областному закону Ленинградской области от 20 июля 2015 года N 75-оз "О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области". Оспариваемый в части нормативный правовой акт нарушает права административного истца на безубыточность коммерческой деятельности и ставит ресурсоснабжающую организацию в зависимость от недобросовестного поведения иных лиц.
Также ГУП "Водоканал Ленинградской области" указывает, что введение дополнительных условий предоставления субсидии ресурсоснабжающей организации должно регулироваться областным законом, а не постановлением Правительства Ленинградской области.
Решением Ленинградского областного суда от 21 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме (Т.2 л.д.119-139).
В апелляционной жалобе ГУП "Водоканал Ленинградской области" просит решение Ленинградского областного суда от 21 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска в полном объеме, указывая, что решение принято судом при неправильном применении норм материального права и существенном нарушении норм процессуального права, поскольку выводы суда не соответствуют нормативно-правовому регулированию в сфере субсидирования оказываемых ресурсоснабжающей организацией услуг; суд придал оспариваемой норме, несоответствующий ей правовой смысл; выводы суда противоречат нормам материального права (Т.2 л.д.137-145).
Правительством Ленинградской области, прокурором, участвующим в деле представлены возражения на апелляционную жалобу (Т.2 л.д.158-160, 163-165).
Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области поданы возражения на апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ГУП "Водоканал Ленинградской области" осуществляет не территории Ленинградской области деятельность по предоставлению коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам для населения, установленным Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области ниже уровня регулируемых, в установленном порядке тарифов, для ресурсоснабжающих организаций.
Отказывая в удовлетворении заявленных ГУП "Водоканал Ленинградской области" требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры его принятия, опубликования и введения в действие.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует положениям пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 20 июля 2015 года N 75-оз "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области", части 1 статьи 35, частей 1, 2 статьи 39 Устава Ленинградской области, части 1 статьи 8 Областного закона Ленинградской области от 11 декабря 2007 года N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области".
Доводы апелляционной жалобы, согласно которым введение дополнительных условий предоставления субсидии ресурсоснабжающей организации должно регулироваться областным законом, а не постановлением Правительства Ленинградской области, противоречат вышеприведенным нормам материального права.
Так, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 20 июля 2015 года N 75-оз "О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области" компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области.
В соответствии со статьей 3, пунктом 2 статьи 39 Закона Ленинградской области от 27 октября 1994 года N 6-оз "Устав Ленинградской области" Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области, которое принимает нормативные правовые акты в форме постановлений Правительства Ленинградской области, которые вступают в силу с даты их официального опубликования, если иной срок не установлен в этих правовых актах или Уставом Ленинградской области.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом.
В соответствии с пунктом 3 и абзацем вторым пункта 7 статьи 78, абзацем третьим пункта 2 и абзацем вторым пункта 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление субсидий хозяйствующим субъектам является формой возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78). Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78). Кроме того, нормативно-правовые акты, в частности субъектов Российской Федерации, на основании которых реализуется решение о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам субсидий, должны соответствовать утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 Общим требованиям.
В силу пункта 5 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается следующая информация: а) дата, на которую получатель субсидии должен соответствовать требованиям, указанным в подпунктах "в" и "г" пункта 4 настоящего документа, а также порядок проведения проверки получателя субсидии на соответствие указанным требованиям (за исключением случая, если проверка на соответствие указанным требованиям проводится при проведении отбора в соответствии с положениями пункта 4 настоящего документа); б) перечень документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, а также при необходимости требования к указанным документам; в) порядок и сроки рассмотрения документов, указанных в "б" настоящего пункта; г) основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии.
Как установлено подпунктом "г" пункта 11 Общих требований правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, дополнительно к положениям, указанным в пунктах 3 - 8 настоящего документа, в части, касающейся условий и порядка предоставления субсидий, содержит положения: о перечне документов, подтверждающих фактически произведенные затраты (недополученные доходы), а также при необходимости о требованиях к таким документам.
Указанные выше положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общих требований напрямую указывают о необходимости содержания в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, перечня документов, подтверждающих фактические произведенные затраты (недополученные доходы), а также порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии противоречий оспариваемого в настоящем административном деле нормативного правового акта положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492, является верным.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Доводы жалобы об избыточности требований установленных подпунктом "а" пункта 2.2. Порядка также правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее предоставления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством.
Как правильно указал суд первой инстанции положения подпункта "а" пункта 2.2. Порядка направлены на установление факта возникновения правоотношений между получателем субсидии и лицами, имеющими право на льготные тарифы, потребившими соответствующий объем коммунального ресурса, поставленного ГУП "Водоконал Ленинградской области", указанные в оспариваемой норме документы необходимы для осуществления контроля, позволяют осуществить проверку целевого использования бюджетных средств, определить их адресность на этапе принятия решения об их предоставлении.
Поскольку административный ответчик вправе был установить условия и порядок предоставления субсидий, то возложение на субъектов предпринимательской деятельности обязанности представить документы, перечисленные в оспариваемых положениях Порядка, обусловлено необходимостью подтверждения соответствия заявителей условиям предоставления субсидий, в связи с чем оснований для признания их недействующими, у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.