Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Буткова Н.А., рассмотрев административный материал N 9а-98/2021 по частным жалобам Макаренковой С.В. на определения судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 октября 2021 года о возвращении в части и об отказе в принятии в части административного искового заявления Макаренковой С.В. о признании недействующим решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 1 октября 2021 года N 178 "О назначении на должность председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута" и об установлении условий оплаты труда и гарантий председателю контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута",
УСТАНОВИЛ:
Макаренкова С.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 1 октября 2021 года N 178 "О назначении на должность председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута" и об установлении условий оплаты труда и гарантий председателю контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - решение от 1 октября 2021 года N 178).
В обоснование заявленных требований Макаренкова С.В. ссылалась на то, что она с 18 января 2017 года замещает должность аудитора контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - КСК МО ГО "Воркута", Комиссия), а с 31 мая 2021 года - исполняет обязанности председателя Комиссии в период его отсутствия. Оспариваемое решение принято с существенными процедурными нарушениями, неоднозначно в понимании и применении, нарушает ее права как аудитора КСК МО ГО "Воркута" и не соответствует требованиям части 10 статьи 6, части 2 статьи 7, статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 октября 2021 года административное исковое заявление Макаренковой С.В. возвращено в части оспаривания пункта 1 решения от 1 октября 2021 года N 178.
Определением от той же даты в принятии административного искового заявления Макаренковой С.В. в части оспаривания пунктов 2-7 решения от 1 октября 2021 года N 178 отказано.
В частных жалобах и дополнениях к ним Макаренкова С.В. просит отменить указанные определения как необоснованные и не соответствующие нормам процессуального законодательства.
Частные жалобы рассмотрены судьей апелляционной инстанции без проведения судебного заседания на основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив административный материал, изучив доводы частных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Разрешая вопрос о принятии административного искового заявления Макаренковой С.В, судья суда первой инстанции, проанализировав содержание решения от 1 октября 2021 года N 178, сделал вывод о том, что оно в части его пункта 1, согласно которому на должность председателя КСК МО ГО "Воркута" с 1 октября 2021 года сроком на 5 лет назначен С. не обладает признаками нормативного правового акта, подлежащего проверке в порядке, установленном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
С учетом этого судья пришел к выводу о том, что административное исковое заявление в части оспаривания названного пункта в силу положений статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к подсудности Верховного Суда Республики Коми и подлежит возвращению на основании пункта 2 части 1 статьи 129, части 2 статьи 222 данного Кодекса.
Признав, что решение от 1 октября 2021 года N 178 в остальной части (пункты 2-7) носит нормативный характер, однако безусловно не затрагивает права, свободы и законные интересы Макаренковой С.В, судья пришел к выводу об отказе в принятии административного искового заявления в части признания недействующими пунктов 2-7 оспариваемого решения на основании пункта 3 части 1 статьи 128, части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией суда первой инстанции о возвращении административного искового заявления в части признания недействующим пункта 1 решения от 1 октября 2021 года N 178 и считает, что в данном случае у судьи имелись основания для отказа в принятии административного искового заявления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем, признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.
Решением от 1 октября 2021 года N 178 утверждены положения по оплате труда, порядок компенсации расходов на оплату к месту отдыха и обратно и порядок компенсации расходов, связанных со служебными командировками председателя КСК МО ГО "Воркута", согласно приложениям 1, 2, 3 к этому решению, которые направлены на урегулирование вопросов по оплате труда и установлению иных гарантий лицу, назначаемому на должность председателя КСК МО ГО "Воркута", носят обязательный характер и рассчитаны на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц, что указывает на то, что данные положения содержат признаки нормативного акта.
Нормативность отдельных положений решения от 1 октября 2021 года N 178 свидетельствует о нормативном характере всего оспариваемого акта независимо от того, что пункт 1 данного решения принят в отношении конкретного лица и не может рассматриваться в качестве обязательного правила поведения для неопределенного круга лиц.
С учетом этого у судьи отсутствовали основания для возвращения административного искового заявления в части признания недействующим пункта 1 решения от 1 октября 2021 года N 178 по мотиву неподсудности административного дела Верховному Суду Республики Коми.
В то же время, поскольку из содержания административного искового заявления и представленных документов следует, что Макаренкова С.В. не являлась председателем КСК МО ГО "Воркута", в установленном статьей 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" порядке не претендовала на назначение на указанную должность, оспариваемый акт очевидно не может нарушать или каким-либо иным образом затрагивать ее права, свободы и законные интересы.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенных выше выводов о нормативном характере всего оспариваемого акта, у судьи имелось предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основание для отказа в принятии административного искового заявления Макаренковой С.В. в полном объеме.
Учитывая, что суд первой инстанции разрешилвопрос о возвращении административного искового заявления в части оспаривания пункта 1 решения от 1 октября 2021 года N 178 отдельным определением от 8 октября 2021 года, данное судебное постановление подлежит отмене с вынесением нового об отказе в принятии административное искового заявления в этой части.
Оснований для отмены определения от 8 октября 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления в части оспаривания пунктов 2-7 решения от 1 октября 2021 года N 178 суд апелляционной инстанции не усматривает, так как выводы суда первой инстанции в этой части являются по существу правильными и не опровергаются доводами частной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 октября 2021 года о возвращении административного искового заявления Макаренковой С.В. о признании недействующим пункта 1 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 1 октября 2021 года N 178 "О назначении на должность председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута" и об установлении условий оплаты труда и гарантий председателю контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута" отменить, в принятии административного искового заявления Макаренковой С.В. в указанной части отказать.
Определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 октября 2021 года об отказе в принятии административного искового заявления Макаренковой С.В. о признании недействующими пунктов 2-7 решения Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 1 октября 2021 года N 178 "О назначении на должность председателя контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута" и об установлении условий оплаты труда и гарантий председателю контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа "Воркута" оставить без изменения, частную жалобу Макаренковой С.В. - без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.