Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Пластинина И.В, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-199/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Просторы-2" о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 г. N 1287 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Бухарестской ул, Южным шоссе, Софийской ул, ул. Димитрова во Фрунзенском районе" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Просторы-2" и апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Просторы-2" Яковлевой А.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга Курганова С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
23 сентября 2010 г. Правительством Санкт-Петербурга издано постановление N 1287 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Бухарестской ул, Южным шоссе, Софийской ул, ул. Димитрова во Фрунзенском районе" (далее - Постановление), которое 25 октября 2010 г. официально опубликовано в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга", N 41, и вступило в силу на следующий день после его официального опубликования.
Пунктом 1 Постановления утверждён проект планировки указанной территории в составе чертежа планировки территории (красные линии, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур) согласно приложению N 1; чертежа планировки территории (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению N 2; положения о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития этой территории согласно приложению N 3.
Пунктом 2 Постановления утверждён проект межевания данной территории в составе чертежа межевания территории (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территорий) согласно приложению N 4; чертежа межевания территории (границы застроенных земельных участков; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления фактическим и юридическим лицам для строительства) согласно приложению N 5.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Просторы-2", являющееся собственником земельного участка с кадастровым номером 78:13:0007420:12525, расположенного в границах территории, в отношении которой принято Постановление, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать оспариваемое Постановление недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на его противоречие Градостроительному кодеку Российской Федерации и Водному кодексу Российской Федерации, а также на нарушение своих прав собственника, поскольку осуществлённое в Постановлении правовое регулирование создаёт ему препятствия для реконструкции уже имеющихся на земельном участке объектов и строительства новых объектов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Постановление содержит внутренние противоречия относительно сведений о земельном участке, а также площади объекта капитального строительства, подлежащего застройке на земельном участке, что может привести к отказу в согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, планируемого к размещению на участке, и в выдаче разрешения на строительство; в Постановлении береговая линия прилегающего к земельному участку пруда отображена как зона с особыми условиями использования территорий с нарушением требований пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации; в Постановлении не учтена территория объекта культурного наследия "Комплекс фортификационных и оборонительных сооружений Ленинграда 1920-х-1941-х годов", а также его защитная полоса; на территории, на которую распространяет своё действие Постановление, отсутствует возможность её обеспечения объектами обслуживания жилой застройки, в частности, достаточным количеством объектов начального и среднего общего образования, что делает невозможным застройку этой территории объектами жилой застройки и гостиницами, в связи с чем, по мнению административного истца, Постановление подлежит признанию недействующим полностью.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2021 г. ООО "Просторы-2" в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Просторы-2", поддерживая правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, просит решение суда отменить и признать Постановление недействующим со дня вступления судебного акта в законную силу. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, а изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований административного истца.
Относительно апелляционной жалобы Правительством Санкт-Петербурга поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, доводы апелляционного представления, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что Постановление принято в пределах предоставленных Правительству Санкт-Петербурга полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
При этом судом правомерно учтено, что указанные обстоятельства установлены решением Санкт-Петербургского городского суда от 30 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 14 октября 2020 г, по административному делу N 3а-105/2020, а потому эти обстоятельства в соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат доказыванию вновь.
Доводы административного истца о том, что Постановление содержит внутренние противоречия относительно сведений о земельном участке с кадастровым номером 78:13:0007420:12525, поскольку относит его одновременно к застроенным земельным участкам, земельным участкам для планируемого размещения объектов капитального строительства и к застроенным земельным участкам для реконструкции и нового строительства, а также сведений о площади объекта капитального строительства, планируемого к размещению на участке; о том, что в Постановлении береговая линия прилегающего к земельному участку пруда отображена как зона с особыми условиями использования территорий с нарушением требований пункта 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации; о том, что в Постановлении не учтена территория объекта культурного наследия "Комплекс фортификационных и оборонительных сооружений Ленинграда 1920-х-1941-х годов", а также его защитная полоса, проверены судом и аргументированно признаны несостоятельными.
Выводы об этом в решении суда подробно мотивированы, основаны на анализе законодательства, имеющего большую юридическую силу, и регламентирующего правоотношения, по поводу которых возник спор, являются обоснованными и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд также исходил из того, что проектный расчёт обеспеченности территории, в отношении которой принято Постановление, объектами социальной инфраструктуры, приведённый в материалах по обоснованию документации по планировке территории, произведён в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, действующими при принятии Постановления.
Вместе с тем, судом не учтено, что по смыслу положений пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и действующим на момент рассмотрения административного дела.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории; проект межевания территории (часть 4). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде от дельного документа (часть 6).
Исходя из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очерёдности планируемого развития территории (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертёж или чертежи планировки территории, на которых в том числе отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур; положение об очерёдности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур (часть 3).
Материалы по обоснованию проекта планировки территории в том числе содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, установленным правилами землепользования и застройки расчётным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчётным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения (часть 4).
В силу частей 1 и 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определённой правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
В части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в том числе на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), в соответствии, в частности, с нормативами градостроительного проектирования.
Из материалов дела следует, что ООО "Просторы-2" является собственником земельного участка с кадастровым номером 78:13:0007420:12525, площадью 25 000 кв. м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир Российская Федерация, Санкт-Петербург, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75, Софийская улица, дом 63, литера А. Почтовый адрес ориентира: г. Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 63, литера А, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: гостиничное обслуживание, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 9 июня 2021 г.
Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утверждёнными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. N 524, в пункте 1.2.9 приложения N 7 "Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон, за исключением градостроительных регламентов в границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга" установлено, что жилые дома размещаются на земельных участках с видами разрешённого использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1), "среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5), "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код 2.6) при возможности их обеспечения объектами обслуживания жилой застройки с кодами 3.4.1 (поликлиники) и 3.5.1 (детские сады, школы); гостиницы, в которых более 10% номеров/апартаментов имеют зоны, предназначенные для приготовления пищи, соответствующие СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", размещаются на земельных участках в границах соответствующих территориальных зон, градостроительными регламентами которых предусмотрен вид разрешённого использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7), при возможности их обеспечения объектами обслуживания жилой застройки с кодами 3.4.1 (поликлиники) и 3.5.1 (детские сады, школы) в соответствии с требованиями, установленными данными Правилами к размещению объектов, относящихся соответственно к видам разрешённого использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1), "среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5), "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код 2.6), а также иными требованиями к размещению объектов жилой застройки в соответствии с действующим законодательством.
В материалах по обоснованию документации по планировке территории оспариваемого Постановления необходимое количество мест в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях определено как 358 и 1176 соответственно, из расчёта численности населения на 10300 человек; проектом планировки территории предложено размещение типовых детских дошкольных и общеобразовательных учреждений вместимостью 380 и 1375 мест соответственно (двух школ вместимостью 825 и 550 мест на земельных участках с условными номерами 19 и 8, двух детских дошкольных учреждений вместимостью 220 и 160 мест на земельных участках с условными номерами 21 и 24), и такой проектный расчёт обеспеченности жилой застройки объектами социальной инфраструктуры с кодом 3.5.1 соответствовал нормативам градостроительного проектирования, действовавшим на дату принятия Постановления.
В соответствии с Нормативами градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, утверждёнными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 апреля 2017 г. N 257, обеспеченность населения Санкт-Петербурга образовательными организациями рассчитывается исходя из расчётного показателя на 1000 человек по следующим объектам нормирования:
дошкольные образовательные организации - 61 место. Радиус обслуживания составляет 300 м;
общеобразовательные организации - 120 мест. Радиус обслуживания составляет 500 м (пункты 1.2.3, 1.2.3.1, 1.2.3.2).
В силу приведённых положений Нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга и исходя из применённой в Постановлении расчётной численности населения в 10300 человек, рассматриваемая территория должна быть обеспечена общеобразовательными организациями на 1236 мест, дошкольными образовательными организациями на 628 мест.
Как установлено судом, в настоящее время на проектируемой территории застройки, в отношении которой принято Постановление, расположены одно общеобразовательное учреждение, фактической наполняемостью 869 человек, и дошкольная образовательная организация, фактической наполняемостью 270 и 177 человек.
Вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 30 июня 2020 г. по вышеупомянутому административному делу N 3а-105/2020 Постановление признано не действующим в том числе в части формируемого земельного участка 8, планируемого для размещения объекта начального и среднего общего образования вместимостью 550 мест.
Таким образом, в результате принятия данного судебного акта вся проектируемая территория застройки перестала быть способной обеспечить жилую застройку, к которой отнесены и гостиницы, в которых более 10% номеров/апартаментов имеют зоны, предназначенные для приготовления пищи, соответствующие СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", объектами для её обслуживания с кодом 3.5.1 (детские сады, школы) в соответствии с указанными Нормативами градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, исходя из применённой в Постановлении расчётной численности населения в 10300 человек.
При таких обстоятельствах следует признать, что Постановление вступило противоречие с требованиями, установленными частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Поскольку на всей территории, на которую Постановление распространяет своё действие, отсутствует возможность её обеспечения объектами обслуживания жилой застройки, в частности, достаточным количеством объектов начального и среднего общего образования, что приводит к невозможности застройки этой территории объектами жилой застройки и гостиницами, признание Постановления не действующим только в части земельного участка с кадастровым номером 78:13:0007420:12525 не приведёт к восстановлению нарушенных прав административного истца, а потому Постановление подлежит признанию недействующим полностью.
По изложенным основаниям решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2021 г. отменить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 г. N 1287 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Бухарестской ул, Южным шоссе, Софийской ул, ул. Димитрова во Фрунзенском районе".
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.