Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 января 2022 г. по делу N 16-103/2022-
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., изучив жалобу Оленникова В.В. в защиту ФКУ "ОСК Восточного военного округа" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 18 судебного района "Кировский район г. Хабаровска" Хабаровского края от 12 августа 2021 года и решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 18 октября 2021 года в отношении Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 18 судебного района "Кировский район г. Хабаровска" Хабаровского края от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 18 октября 2021 года, юридическое лицо - ФКУ "ОСК Восточного военного округа" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с названными судебными актами, Оленников В.В, действуя в защиту ФКУ "ОСК Восточного военного округа" на основании доверенности, обратился в Девятый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение мировому судье.
Изучение представленных материалов дела, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Главы 2.2 и 2.3 Лесного кодекса Российской Федерации, включающие в себя статьи 50.3, 50.4, 50.5 и 50.6, устанавливают специальные правила, регулирующие отношения, связанные с транспортировкой древесины и сделками с ней, а также определяют правовые основы функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней.
Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС) является федеральной информационной системой. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Заказчиком и оператором ЕГАИС является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (части 1, 2 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 50.6 настоящего Кодекса ЕГАИС декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг (часть 1). Декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из Российской Федерации, но не позднее одного дня до транспортировки древесины. В декларацию о сделках с древесиной вносятся изменения о фактическом объеме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц (часть 3).
При этом указанные законоположения действуют во взаимосвязи с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 года N 1047-р, утвердившим перечни видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 Лесного кодекса Российской Федерации, а соблюдение указанных правил обеспечивает статья 8.28.1 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с нею.
Декларирование сделок с древесиной обеспечивает контроль за перемещением древесины из мест ее заготовки, позволяя выявить участников незаконного оборота лесных ресурсов. Тем самым указанное декларирование выступает в качестве дополнительной меры противодействия нарушениям лесного законодательства (незаконным рубкам лесных насаждений), притом что сведения, указываемые в декларации, обеспечивают ее эффективность.
Материалами дела установлено, что ФКУ "ОСК Восточного военного округа" в срок до 19 мая 2021 года не предоставило оператору ЕГАИС декларацию о сделке с древесиной, совершенной 12 мая 2021 года по договору купли-продажи древесины, заключенного между ФКУ "ОСК ВВО" (покупатель) и ООО " "данные изъяты"" (продавец).
Указанные обстоятельства повлекли за собой привлечение ФКУ "ОСК Восточного военного округа" к административной ответственности за совершение предусмотренного частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ административного правонарушения и подтверждены собранными доказательствами: скриншотами страниц портала ЕГАИС, протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, которым судьями обеих инстанций дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.28.1 названного Кодекса.
Субъект административной ответственности установлен верно. Заключение 12 мая 2021 года договора купли-продажи древесины обязывало покупателя, которым являлось ФКУ "ОСК ВВО" исполнить требования лесного законодательства и подать в установленном порядке декларацию о совершенной сделке в течение пяти рабочих дней. Установленная статьей 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации обязанность распространяется на всех участников совершенной с древесиной сделки, а содержащиеся в указанной норме положения не предусматривают исключений, в том числе и в отношении военных организаций в случае, когда сделки с древесиной заключаются ими.
То обстоятельство, что трудовые договоры сотрудников ФКУ "ОСК ВВО" заключаются с Министерством обороны Российской Федерации, на что в жалобе ссылается заявитель, правового значения для устанавливаемых по делу обстоятельств не имеет, в связи с чем оценке не подлежит.
Несогласие заявителя с выводами судей, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Неисполнение возложенной законом обязанности повлекло за собой обоснованное привлечение ФКУ "ОСК Восточного военного округа" к ответственности, установленной частью 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФКУ "ОСК Восточного военного округа" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 8.28.1 КоАП РФ.
Основания для изменения назначенного учреждению наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют, так как в рассматриваемом случае не имеется совокупности условий, предусмотренных названной нормой и частью 2 статьи 3.4 Кодекса, позволяющих назначить обществу вместо административного штрафа предупреждение, о чем судьей районного суда сделаны правильные выводы.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждение юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Настоящее правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля за деятельностью ФКУ "ОСК Восточного военного округа". Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ) при неисполнении обязанности, вытекающей из заключения сделки с древесиной.
Оснований для признания совершенного юридическим лицом деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ нижестоящими судами не установлено.
Выводы судей об отсутствии по делу оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ с приведением правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", обязывающей учитывать характер совершенного правонарушения, являются правильными и доводами жалобы не опровергаются.
Учитывая изложенное, вынесенные по настоящему делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи мирового судьи судебного участка N 18 судебного района "Кировский район г. Хабаровска" Хабаровского края от 12 августа 2021 года и решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 18 октября 2021 года в отношении Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Оленникова В.В. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.