Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Пограничного районного суда Приморского края от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Плотникова С.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Пограничного районного суда Приморского края от 11 мая 2021 года удовлетворены требования военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление"):
- на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" в лице филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" по Восточному военному округу возложена обязанность в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктами 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства обороны от 30 декабря 2017 года N 860, и приказа начальника ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" от 21 февраля 2018 года N 35 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища инв. N 336 войсковой части N 25573, расположенного в военном городке N 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, в рамках которого уточнить объемы работ по капитальному ремонту;
- на Минобороны России возложены обязанности при проведении внепланового (внеочередного) осмотра здания хранилища инв. N 336 войсковой части N 25573, расположенного в военном городке N 71 с.Сергеевка Пограничного района Приморского края, в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния"; а также выделить необходимые лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания хранилища инв. N 336 войсковой части N 25573, расположенного в военном городке N 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 августа 2021 года решение Пограничного районного суда Приморского края от 11 мая 2021 года отменено в части возложения на Минобороны России обязанности выделить лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) здания хранилища инв. N 336 войсковой части N 25573, расположенного в военном городке N 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края, согласно результатам проведённого внепланового (внеочередного) осмотра; в данной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона к Минобороны России отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
22 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная 15 октября 2021 года через Пограничный районный суд Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в части возложения на Минобороны России обязанности обеспечить участие в проводимом осмотре специализированных организаций, оснащённых необходимой приборной базой и имеющих в своем составе специалистов соответствующего профиля в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011, в связи с неправильным применением судами норм материального права и неправильным установлением имеющих значение для дела обстоятельств, а также о принятии в данной части нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 года данная кассационная жалоба вместе с делом в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передана в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Представители ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" и войсковой части N 25573, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Пограничного районного суда Приморского края от 11 мая 2021 года (в той части, в которой оно оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 августа 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Аналогично пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, здание хранилища (инв. N 336), расположенное в военном городке N 71 с. Сергеевка Пограничного района Приморского края (войсковая часть N 25573) (далее - здание хранилища), находится в собственности Российской Федерации.
Данный объект недвижимости закреплён Минобороны России на праве оперативного управления за ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление".
Согласно акту осмотра от 7 октября 2020 года, составленному по результатам проверки, проведённой сотрудниками 33 военной прокуратуры гарнизона с привлечением представителей войсковой части N 25573 и жилищно-коммунальной службы N 4 филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" по Восточному военному округу, техническое состояние здания хранилища имеет следующие недостатки: отмостка на площади 201 кв. м. имеет трещины, выбоины, местами разрушена; стены здания имеют сколы, трещины, выбоины, необходим ремонт штукатурки; кровля на площади 1724 кв. м. имеет трещины и разрывы; ворота требуют окраски; кабели электрооборудования имеют многочисленные скрутки и требуют замены, необходима замена пакетника и плафонов освещения.
Эксплуатация здания хранилища создаёт угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ).
Из положений статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса; такая безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Возлагая на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" обязанность по проведению внепланового (внеочередного) осмотра здания хранилища с целью определения объёма работ по его капитальному ремонту, а на Минобороны России - обязанность обеспечить участие в проводимом осмотре специализированных организаций, оснащённых необходимой приборной базой и имеющих в своём составе специалистов соответствующего профиля, с учётом требований главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", введённого в действие с 1 января 2014 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011), Пограничный районный суд Приморского края, с выводами которого в этой части согласилась судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда, указал в решении, что, согласно представленным в материалы дела доказательствам, здание хранилища находится в таком техническом состоянии, которое не позволяет использовать его по назначению без угрозы безопасности жизни и здоровью военнослужащих. В свою очередь, объём работ по капитальному ремонту знания хранилища необходимо определить по результатам его обследования с привлечением специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своём составе необходимых специалистов (пункт 4.1 ГОСТ 31937-2011).
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, установленные по делу фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства, которые были оценены нижестоящими судебными инстанциями применительно к указанным выше положениям действующего гражданского законодательства, законодательства об обороне и о безопасности зданий и сооружений, подтверждают правомерность вывода о необходимости удовлетворения соответствующих требований военного прокурора.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части возложения на Минобороны России обязанности выделить лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту здания хранилища, указав на преждевременность таких требований, поскольку внеплановый (внеочередной) осмотр здания хранилища ещё не проведён, объём ремонтных работ не установлен. В связи с этим судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда отказала в удовлетворении требований военного прокурора в данной части.
Поскольку кассационная жалоба Минобороны России не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административного ответчика с обжалуемым апелляционным определением в той части, в которой в удовлетворении исковых требований военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона было отказано, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части постановления суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Минобороны России в рамках осуществления правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации имеет возможность принять властные организационные и распорядительные меры для обеспечения участия в осмотре здания хранилища специализированных организаций, на что обоснованно указано в обжалуемых судебных актах.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что Минобороны России является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства. Сам по себе факт передачи здания хранилища в оперативное управление ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" не освобождает Минобороны России от обязанности осуществлять контроль за состоянием и возможностью безопасной эксплуатации данного недвижимого имущества.
Настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем неверный выбор судами вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции (в той части, в которой оно было оставлено без изменения) и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пограничного районного суда Приморского края от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.