Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим в части постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года N 26 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
26 января 2008 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 26 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление от 26 января 2008 года N 26), которое было официально опубликовано в печатных изданиях "Якутские ведомости" от 2 февраля 2008 года N 6 и "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." от 12 марта 2008 года N 10.
Пунктом 2 Постановления от 26 января 2008 года N 26 органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) рекомендовано:
- утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно настоящему Постановлению;
- осуществлять заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с утверждённым Положением;
- утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки по классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Мыколаенко Е.Н. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, в котором (с учётом последующего уточнения заявленных административных исковых требований) просил признать не действующим пункт 2 Постановления от 26 января 2008 года N 26 в части слов: "утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно настоящему постановлению", с момента начала его применения.
По мнению административного истца, являющегося арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1168 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: под объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), расположенного по адресу: "адрес", Постановление от 26 января 2008 года N 26 в оспариваемой им части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку Правительство Республики Саха (Якутия) незаконно перераспределило полномочия в земельной сфере между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, наделив последних правом устанавливать базовые ставки арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Мыколаенко Е.Н. отказано.
25 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Мыколаенко Е.Н, поданная им 6 октября 2021 года через Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями норм материального и процессуального права, а также о направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная Земельным кодексом Российской Федерации.
Из содержания пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2); органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (подпункт 3).
В силу статьи 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), которая, в свою очередь, определяет, что законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV (далее - Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)), определено, что к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений, в числе прочего, отнесены: определение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия), порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Республики Саха (Якутия), а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (пункты 3, 4 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия)).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений, в том числе, относятся: управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; установление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, установленных Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия), базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов настоящего административного дела, Постановлением от 26 января 2008 года N 26, официально опубликованным в печатных изданиях "Якутские ведомости" от 2 февраля 2008 года N 6 и "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." от 12 марта 2008 года N 10, Правительство Республики Саха (Якутия) утвердило Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1 Постановления от 26 января 2008 года N 26), а также Порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, субъектам малого и среднего предпринимательства (пункт 1.1 Постановления от 26 января 2008 года N 26).
Кроме того, пунктом 2 Постановления от 26 января 2008 года N 26 органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) рекомендовано утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно настоящему постановлению.
Разрешая вопрос о законности оспариваемых Мыколаенко Е.Н. положений пункта 2 Постановления от 26 января 2008 года N 26, Верховный Суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, указал в решении, что действующие нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) наделяют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) полномочиями по установлению базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, положения пункта 2 Постановления от 26 января 2008 года N 26, которые рекомендуют органам местного самоуправления утвердить в установленном порядке базовые ставки арендной платы за использование таких земельных участков, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
По мнению судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу решения и апелляционного определения, полностью согласуются с приведёнными положениями статей 10.1, 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 12, 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), которыми установлены пределы полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений.
Доводы кассационной жалобы о том, что содержание Постановления от 26 января 2008 года N 26 в оспариваемой части противоречит действующему федеральному законодательству; что Правительство Республики Саха (Якутия) не наделено полномочиями по установлению размера ставок арендной платы, следовательно, оно не могло передать такие полномочия органам местного самоуправления; что размер базовых ставок арендной платы, установленный Якутской городской Думой, принят без учёта принципа экономической обоснованности; что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят до введения в действие Земельного кодекса Республики Саха (Якутия), - не опровергают верных выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, по существу эти доводы сводятся к неверному толкованию норм материального права либо не относятся к предмету заявленных административных исковых требований, в связи с чем они не могут являться основаниями для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Ссылки в кассационной жалобе на нарушение процессуальных прав административного истца следует признать несостоятельными, поскольку как суд первой инстанции, так и суд апелляционной инстанции надлежащим образом извещали Мыколаенко Е.Н. о месте и времени проведения судебных заседаний. При рассмотрении дела в Верховном Суде Республики Саха (Якутия) участвовавший в судебных заседаниях административный истец не заявлял суду о том, что он не владеет русским языком, на котором ведётся административное судопроизводство (часть 1 статьи 12 КАС РФ), напротив, согласно протоколам судебных заседаний от 3 и 8 июня 2021 года все пояснения суду, ответы на вопросы, а также мнения по возникающим процессуальным вопросам давались (излагались) Мыколаенко Е.Н. на русском языке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 8 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.