Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре Ермаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-122/2021 по административному исковому заявлению Ламерт Натальи Александровны к Государственному бюджетному учреждению Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации" об оспаривании решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, обязании рассмотреть заявление и установить кадастровую стоимость, по апелляционной жалобе административного истца Ламерт Натальи Александровны на решение Новосибирского областного суда от 11 ноября 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Тертишниковой Л.А, возражения на апелляционную жалобу представителей административного ответчика Горбатенко Т.А, Королевой А.С, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Ламерт Н.А. обратилась в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением и просила признать решение Государственного бюджетного учреждения Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации" (далее - ГБУ НСО "ЦКО и БТИ") N ОКС-54/2021/000011 от 22 июля 2021 года об отказе в пересчете кадастровой стоимости незаконным; обязать ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" рассмотреть заявление Ламерт Н.А. от 23 июня 2021 года об оспаривании ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"; обязать ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" исходя из отнесения его к коду использования соответствующему территориальной зоне лесного фонда и сельскохозяйственных угодий, установленной для земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на дату оценки 01 января 2019 года, Правилами землепользования и застройки Березовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденными решением Совета депутатов Березовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 28 марта 2013 года N 2.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты". Решением ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" N ОКС- 54/2021/000011 от 22 июля 2021 года отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка. Указанное решение административный истец считает незаконным, так как земельный участок с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" следовало отнести к виду разрешенного использования из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, относящихся к территориальной зоне в границах лесного фонда и сельскохозяйственных угодий. Данное требование ГБУ "ЦКО и БТИ" не выполнено, что привело к незаконному отнесению земельного участка с кадастровым номером 54:19:142701:299 к коду: 05:022.02 "Туристическое обслуживание. Размещение детских лагерей", на котором строительство детского лагеря невозможно.
Решением Новосибирского областного суда от 11 ноября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
С принятым решением не согласилась административный истец Ламерт Н.А, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции не исследовал доказательства, которые свидетельствуют о невозможности использования земельного участка с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" в соответствии с его разрешенным использованием, поскольку размещение детского лагеря на указанном участке невозможно. При этом использование земельного участка по его целевому назначению невозможно по независящим от административного истца обстоятельствам в связи с утверждением правил землепользования и застройки Березовского сельсовета Новосибирского района и отнесения данного участка на дату оценки к зонам лесного фонда и сельскохозяйственных угодий, в которых невозможно размещение детских лагерей, в связи с чем земельный участок на 01 января 2019 года не мог быть оценен по коду: 05:022.02 "Туристическое обслуживание. Размещение детских лагерей".
Указание суда на то, что границы территориальных зон в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" установлены не были, опровергается правилами землепользования и застройки Березовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденными решением Совета депутатов от 28 марта 2013 года N 2 и письмом администрации Новосибирского района N 5612/01-16/88 от 11 мая 2021 года.
Административный истец, вопреки выводам суда, не просил ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 54: "данные изъяты". Так как земельный участок не может использоваться в соответствии с его разрешенным использованием по вине органов местного самоуправления и за него не может взыматься земельный налог исходя из вида разрешенного использования - это является методологической ошибкой. При таких обстоятельствах ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" при проведении государственной кадастровой оценки следовало выбрать вид разрешенного использования из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, и отнести данный земельный участок к коду земельных участков лесного фонда и сельскохозяйственных угодий, либо в соответствии с п. 1.8 Приказа N 226, действовавшим в редакции на дату оценки 01 января 2019 года при наличии Правил землепользования и застройки Березовского сельсовета, утвержденных решением Совета депутатов от 28 марта 2013 года N 2, подтверждающих невозможность продолжения фактического использования объекта недвижимости, оценить спорный земельный участок в индивидуальном порядке на основе его наиболее эффективного использования.
Обращает внимание, что суд не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию Новосибирского района, отзыв департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, обжалуемое решение Новосибирского областного суда были направлены Ламерту Д.А, который не является участником судебного процесса.
Представители ГБУ НСО "ЦКО и БТИ", департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в возражениях на апелляционную жалобу просят оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представители ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" Горбатенко Т.А, Королева А.С. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителей ответчика, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28) даны разъяснения о том, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).
Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
3 июля 2016 года принят Федеральный закон N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", положения которого, за исключением статьи 19, вступили в силу с 1 января 2017 года.
С принятием указанного нормативного акта, законодателем изменена внесудебная процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедуры рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости (статья 21 Закона о государственной кадастровой оценке).
Бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются:
1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке;
2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Согласно части 23 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ламерт Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 54: "данные изъяты" "данные изъяты". Категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для пионерского лагеря.
ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" составлен отчет N 2-ООТиЮ/2019 об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Новосибирской области. Изначально, согласно данному отчету, земельный участок с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" был отнесен к коду расчета вида использования 09:021 "Санаторная деятельность. Размещение санаториев и профилакториев, обеспечивающих оказание услуги по лечению и оздоровлению населения" (т.1 л.д.142-159).
Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 25 октября 2019 года N 4324 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Новосибирской области" (далее - Приказ N 4324) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Новосибирской области, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 54: "данные изъяты" (т.1 л.д.178).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" изначально Приказом N 4324 была определена в размере 15608 676, 21 руб.
Решением ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" о перерасчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости от 07 августа 2020 года, вынесенным по результатам рассмотрения заявления Ламерт Н.А, кадастровая стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" была пересчитана и составила 4 963 352, 90 рублей. Основанием для пересчета кадастровой стоимости послужила единичная техническая ошибка (выявлено, что вид разрешенного использования земельного участка по документу соответствует коду 05:022.02 "Туристическое обслуживание. Размещение детских лагерей") (т.1 л.д.181- 182).
На основании заявления ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" от 07 августа 2020 года департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области вынесен приказ от 01 сентября 2020 года N 2565 "О внесении изменений в приказ департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 25 октября 2019 года N 4324", согласно которому кадастровая стоимость участка определена в размере 4 963 352, 90 руб.(т.1 л.д.179-180).
19 января 2021 года ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" принято решение о перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" по основании заявления Ламерт Н.А. (т.1 л.д.185).
На основании заявления ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" от 03 марта 2021 года департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области вынесен приказ от 30 марта 2021 года N 1032 "О внесении изменений в приказ департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 25 октября 2019 года N 4324", согласно которому кадастровая стоимость участка стала составлять 4 169 426, 42 руб. Основанием для пересчета кадастровой стоимости послужила единичная методологическая ошибка (установлено, что земельный участок не обеспечен инженерными коммуникациями) (т.1 л.д. 183-184).
23 июня 2021 года Ламерт Н.А. вновь обратилась в ГБУ НСО "БТИ и ЦКО" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, просила принять решение о пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" в связи с наличием методологической ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, а именно: неправомерное определение кадастровой стоимости данного земельного участка на 01 января 2019 года по коду 05:022.02 "Туристическое обслуживание. Размещение детских лагерей", так как данный земельный участок отнесен правилами землепользования и застройки Березовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденными решением Совета депутатов Березовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 28 марта 2013 года N 2, к территориальной зоне лесного фонда и сельскохозяйственных угодий, в связи с чем, размещение и строительство на нем детского лагеря невозможно (т.1 л.д. 15-22).
22 июля 2021 года ГБУ НСО "БТИ и ЦКО" принято решение N ОКС-54/2021/000011 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости. По итогам проверки ГБУ НСО "БТИ и ЦКО" установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости ошибок допущено не было. Оснований для перерасчета кадастровой стоимости не установлено (т.1 л.д.36-38).
Ламерт Н.А, не согласившись с вышеуказанным решением, в административном исковом заявлении, в том числе указала, что ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" должно было самостоятельно выбрать вид разрешенного использования из классификатора видов разрешённого использования, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Приказ N 540), относящийся к территориальной зоне в границах лесного фонда и границах сельскохозяйственных угодий. Однако, ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" данное требование не исполнило, что привело к незаконному отнесению земельного участка с кадастровым номером 54: "данные изъяты" к коду: 05:022.02 "Туристическое обслуживание. Размещение детских лагерей", на котором строительство детского лагеря невозможно.
Изучив представленные в дело доказательства, оценив их в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является законным, а доводы административного иска сводятся к утверждению о необходимости изменения вида разрешенного использования земельного участка административного истца при проведении ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" государственной кадастровой оценки, что не является технической или методологической ошибкой.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств.
Кадастровая оценка спорного земельного участка была проведена в 2019 году ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" на основании приказа департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20 ноября 2018 года N 4859 "О проведении государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Новосибирской области".
В силу требований пунктов 1, 3 статьи 14 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. При определении кадастровой стоимости земельных участков обязательному рассмотрению на предмет влияния на указанную стоимость подлежат сведения о местоположении земельного участка, нахождении объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, а также иные ценообразующие факторы, предусмотренные методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Методические указания о государственной кадастровой оценке утверждены приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания, Указания, приведены в редакции на дату оценки - 01 января 2019 года).
Определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для целей Указаний под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием (пункт 1.2 Методических указаний).
Земельный участок характеризуется его назначением (категорией и (или) разрешенным использованием), а также видом осуществляемой на нем деятельности (пункт 1.10 Методических указаний).
Согласно пункту 3 Указаний при обработке информации, содержащейся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сформированном в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", указанный перечень преобразуется в формат xls, xlsx и дополняется столбцами "Вид использования объектов недвижимости" и "Источник информации о виде использования объектов недвижимости".
Для целей Указаний вид использования объекта недвижимости определяется по согласованию с уполномоченным органом и органами местного самоуправления, на территории которых расположены объекты недвижимости, на основе письменного подтверждения указанных органов.
Столбец "Вид использования объектов недвижимости" заполняется бюджетным учреждением на основе приложения N 1 к Указаниям.
Вид использования объекта недвижимости для целей Указаний определяется с учетом:
1) вида разрешенного использования земельного участка;
2) вида разрешенного использования объекта капитального строительства (далее - ОКС), в том числе на основе технической документации на него;
3) фактического использования земельного участка и (или) расположенных на нем ОКС.
Бюджетное учреждение вправе запросить недостающую информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости, у органов и организаций, в распоряжении которых имеется такая информация (часть 5 статьи 14 Закона о государственной кадастровой оценке).
С целью установления фактического использования спорного земельного участка ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" направило запрос в администрацию Новосибирского района Новосибирской области, из ответа которой от 01 марта 2019 года следует, что так как земельный участок с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" относится к категории земель лесного фонда, то администрация не располагает информацией о фактическом использовании указанного земельного участка.
Административный истец доказательства, подтверждающие фактическое использование земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года не предоставил, указав в заявлении об исправлении ошибки, что какая-либо деятельность на спорном участке не ведется.
С целью учета вида разрешенного использования земельного участка при определении кадастровой стоимости ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" использовало информацию о виде разрешенного использования объекта оценки из Единого государственного реестра недвижимости (что согласуется с пунктом 2.2. Методических указаний).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости для земельного участка с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" установлен вид разрешенного использования: для пионерского лагеря.
На основании вышеуказанных сведений ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" рассчитало кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 54:19:172701:299 с применением методов массовой оценки в рамках сравнительного подхода учитывая вид разрешённого использования "для пионерского лагеря", и отнесло его к сегменту 5 "Отдых, рекреация", подгруппа "Детские оздоровительные лагеря", код расчета вида использования 05:022.02: "Туристическое обслуживание. Размещение детских лагерей".
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с утверждением правил землепользования и застройки Березовского сельсовета Новосибирского района и отнесения спорного земельного участка на дату оценки к зонам лесного фонда и сельскохозяйственных угодий, в которых невозможно размещение детских лагерей, ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" при проведении государственной кадастровой оценки следовало выбрать вид разрешенного использования из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, и отнести данный земельный участок к коду земельных участков лесного фонда и сельскохозяйственных угодий, не может быть признан заслуживающим внимания.
Как верно указанно судом первой инстанции, в обоснование вышеуказанного довода Ламерт Н.А. ссылается на пункт 3.1 Методических указаний, в редакции, действующей с 03 марта 2020 года, тогда как новая их редакция не могла быть применена при рассмотрении настоящего административного дела. При таких обстоятельствах, у ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" отсутствовала обязанность на момент проведения спорной кадастровой оценки, как предусмотрено пунктом 3.1 Методических указаний, направлять в органы, уполномоченные на утверждение правил землепользования и застройки, для согласования предположения о наименовании вида разрешенного использования земельного участка, которое может соответствовать классификатору без необходимости осуществления со стороны правообладателя такого земельного участка и (или) указанных уполномоченных органов процедуры изменения (выбора, установления) в отношении земельного участка другого (нового) вида разрешенного использования.
А поскольку изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка вносятся по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков на основании решения уполномоченного на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка органа государственной власти или органа местного самоуправления (пункт 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), то доводы административного истца о том, что ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" при проведении государственной кадастровой оценки должно было самостоятельно выбрать вид разрешенного использования спорного земельного исходя из его отнесения к территориальной зоне в границах лесного фонда и сельскохозяйственных угодий, основаны на неверном толковании норм права.
Помимо этого пункт 3.1 Методических указаний в новой редакции содержит предписание о том, что получение в соответствии с настоящим пунктом бюджетным учреждением информации от уполномоченных органов местного самоуправления или органов государственной власти о наименованиях видов разрешенного использования не является основанием для установления (изменения, выбора) нового вида разрешенного использования земельного участка.
Необоснованным является и довод жалобы о том, что ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" при проведении государственной кадастровой оценки следовало в соответствии с п. 1.8 Методических указаний, действовавшим в редакции на дату оценки 01 января 2019 года, при наличии Правил землепользования и застройки Березовского сельсовета, утвержденных решением Совета депутатов от 28 марта 2013 года N 2, ответа администрации Новосибирского района Новосибирской области от 12 апреля 2021 года, подтверждающих невозможность фактического использования объекта недвижимости в соответствии с видом разрешённого использования, оценить земельный участок с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" в индивидуальном порядке на основе его наиболее эффективного использования.
Согласно пункту 1.8 Методических указаний при определении кадастровой стоимости объект недвижимости оценивается исходя из допущения о продолжении сложившегося фактического использования такого объекта недвижимости. В случае если имеются документы, подтверждающие невозможность продолжения фактического использования объекта недвижимости, такой объект оценивается в индивидуальном порядке на основе его наиболее эффективного использования.
Ответ администрации Новосибирского района Новосибирской области от 12 апреля 2021 года о том, что земельный участок с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" частично располагался в границах земель лесного фонда и границах сельскохозяйственных угодий, для которых градостроительные регламенты не установлены, в связи с чем на 01 января 2019 года на указанном земельном участке размещение детского лагеря не представлялось возможным, правомерно не был принят судом первой инстанции в качестве доказательства наличия ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости и незаконности решения ГБУ НСО "ЦКО и БТИ", поскольку информация о событиях, произошедших после даты определения кадастровой стоимости, не может быть использована для определения кадастровой стоимости, Тогда как из предоставленной ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" карты градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки Березовского сельсовета, утвержденных решением 28-й сессии Совета депутатов Березовского сельсовета от 28 марта 2013 года, следует, что границы территориальных зон в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19: "данные изъяты" на дату оценки 01 января 2019 года установлены не были, и именно эти сведения были использованы административным ответчиком ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Также административным истцом не предоставлены доказательства необходимости определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости спорного земельного участка в рамках индивидуального расчета (раздел VIII Методических указаний).
Указание в апелляционной жалобе, что методологической ошибкой являются обстоятельства того, что земельный участок не может использоваться в соответствии с его разрешенным использованием по вине органов местного самоуправления и за него не может взиматься земельный налог исходя из вида разрешенного использования, судебная коллегия не может признать ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, такими как несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, а, следовательно, основанием для признания решения ГБУ НСО "ЦКО и БТИ" от 22 июля 2021 года незаконным.
Согласно статье 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1).
Администрация Новосибирского района Новосибирской области заинтересованным лицом в смысле положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в настоящем деле не является, поскольку сам по себе факт удовлетворения или отказа в удовлетворении административных исковых требований не затрагивает права и обязанности администрации при разрешении административного дела.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом, и в рассматриваемом случае обязателен к уплате на территории Березовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, администрация которого была привлечена к участию в деле.
В этой связи не привлечение названного юридического лица к участию в рассматриваемом деле процессуального нарушения, предусмотренного положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущего отмену принятого судебного акта, не образует.
Судебная коллегия также отмечает, что администрация Новосибирского района Новосибирской области не обжаловала судебный акт по мотиву того, что не была привлечена к участию в административном деле, но вопрос о правах и об обязанностях которого был разрешен судом.
Доводы жалобы о том, что отзыв департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, обжалуемое решение Новосибирского областного суда были направлены Ламерту Д.А, который не является участником судебного процесса, не может повлечь отмену по существу верного решения суда, поскольку указанные документы были направлены по тождественному с административным истцом адресу и получены адресатом, а ознакомление административного истца с указанными документами подтверждает содержание апелляционной жалобы со ссылками на страницы решения суда.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, в целом определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новосибирского областного суда от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ламерт Натальи Александровны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.