Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Войтко С.Н., при секретаре Ивановой А.А., рассмотрел единолично в открытом судебном заседании административное дело N 3а-197/2021 по административному исковому заявлению Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" к Правительству Хабаровского края и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об оспаривании нормативных правовых актов с частной жалобой административного истца на определение Хабаровского краевого суда от 15 октября 2021 года о прекращении производства по административному делу.
Заслушав объяснения представителя Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Мотлоховой Е.А, возражения представителя Правительства Хабаровского края Кана С.Д, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
Хабаровское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" (далее - Организация), действуя в защиту прав и интересов членов общественной организации, обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части постановления Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами", а также о признании недействующим приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12 марта 2018 года N 18 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края".
В обоснование административного иска указано, что оспариваемые нормативные акты нарушают права всех членов общественной организации, являющихся потребителями услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также конкретных юридических лиц, занимающихся вывозом и переработкой твердых коммунальных отходов.
Определением Хабаровского краевого суда от 15 октября 2021 года производство по административному делу прекращено.
В частной жалобе Хабаровское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", полагая состоявшийся судебный акт незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца, просит его отменить.
В обоснование указывает, что к материалам дела приобщен договор оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов N 27/1/2021 от 01 января 2021 года, заключенный между административным истцом и обществом с ограниченной ответственностью "Спецтехсервис". Данный документ свидетельствует о том, что заявитель является потребителем услуги по обращению твердых коммунальных отходов. Тем самым, вопреки выводу суда первой инстанции, административный истец является непосредственным субъектом правоотношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Также, по мнению апеллянта, необоснованно утверждение суда о том, что административный истец не является субъектом отношении, регулируемых оспариваемыми нормативно-правовыми актами только лишь на том основании, что в настоящее время в этих отношениях не участвует региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Относительно доводов частной жалобы участвовавшим в деле прокурором, Правительством Хабаровского края и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края представлены письменные возражения, в которых просят определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Прекращая производство по административному делу, суд исходил из того, что административным истцом не представлено сведений о том, что в отношении него применены оспариваемые нормативные правовые акты либо он является субъектом отношений, регулируемых ими.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции не соглашается исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации также предусмотрена возможность прекращения производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если из административного искового заявления не следует, что этим актом нарушаются или иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 3 статьи 194 Кодекса).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", абзац восьмой пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абзац девятый части 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
В силу абзаца восьмого пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться с исками по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду. Из системного толкования названных положений следует, что общественным организациям федеральным законом предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правого акта или его части в целях охраны окружающей среды с учетом уставных задач и направлений деятельности.
Согласно пункту 1.13. Устава общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", утвержденного Учредительным съездом 18 сентября 2002 года, для осуществления своих уставных целей и задач Организация в соответствии с действующим законодательством имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.
Предметом деятельности Организации является содействие юридической защите прав и законных интересов малого и среднего предпринимательства (пункт 2.1. Устава).
Одной из целей деятельности Организации является обеспечение прав и законных интересов малого и среднего предпринимательства (пункт 2.2 Устава).
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является, в том числе обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Административным истцом оспариваются отдельные положения территориальной схемы обращения с отходами в Хабаровском крае, а также приказ об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Как следует из материалов дела в состав членов общественной организации входят предприниматели, которые непосредственно занимаются вывозом и переработкой твердых коммунальных отходов. В административном иске указано, что обращение в суд в интересах членов организации связано в том числе и с тем, что создана неконкурентная среда при проведения аукциона для определения кандидатуры регионального оператора в Хабаровском крае.
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130, "территориальная схема" - текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" основным принципом правового регулирования обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Таким образом, территориальная схема обращения с отходами регулирует правоотношения, связанные с защитой окружающей среды. При таких обстоятельствах, общественная организация имеет право на подачу в суд общей юрисдикции в интересах своих членов административного иска об оспаривании названных нормативных правовых актов.
Кроме того, сама общественная организация является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку с ООО "Спецтехсервис" заключен договор оказания услуг по вызову твердых коммунальных отходов.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В данном случае, как усматривается из материалов дела, вопреки приведенным выше процессуальным нормам наличие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения административного истца в суд с требованием об оспаривании нормативных правовых актов надлежащим образом не выяснены, меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по настоящему административному делу, не приняты.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, а также доводов административного истца, суд апелляционной инстанции полагает, что при указанных обстоятельствах производство по настоящему административному делу не могло быть прекращено, что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следовательно, принятый судебный акт нельзя признать законным.
Таким образом, судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального законодательства, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315 и 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Хабаровского краевого суда от 15 октября 2021 года отменить.
Административное дело N 3а-197/2021 по административному исковому заявлению Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" к Правительству Хабаровского края и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об оспаривании нормативных правовых актов направить в Хабаровский краевой суд для рассмотрения по существу.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.
Судья С.Н. Войтко
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 января 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.