Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Жудова Н.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Лобовой Ларисы Игоревны на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 1 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 26 апреля 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-250/2021 по административному исковому заявлению Лобовой Ларисы Игоревны к Муниципальному казенному учреждению г. Костромы "Городская служба захоронений" об оспаривании распоряжения.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лобова Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению г. Костромы "Городская служба захоронений" (далее - МКУ) о признании и отмене распоряжения от 23 сентября 2020 года N92 "О внесении изменений в разрешение от 14 июля 2018 годаN 0049483 на установку намогильного сооружения и (или) могильной ограды".
В обоснование заявленных требований Лобова Л.И. указала, что 14 июля 2018 года она получила разрешение от МКУ г. Костромы "Городская служба захоронений" N004983 на установку намогильного сооружения и (или) могильной ограды в границах земельного участка размером 3, 3 кв.м. на котором захоронен Лобов В.А. Исходя из схемы, представленной в указанном разрешении, размер могильной ограды составляет 1, 5 х 2, 2 х 0, 6 м.
МКУ г. Костромы "Городская служба захоронений", по результатам рассмотрения обращений Атокиной А.Н. от 25 мая 2020 года и Евсевьевой О.Б. от 21 сентября 2020 года, административным ответчиком разрешением N 92 от 23 сентября 2020 года внесены изменения в разрешение N 004983 от 14 июля 2018 года: в строке "в границах участка следующих размеров" цифровое значение, указывающее площадь земельного участка, изменено с 3, 3 кв.м. на 2, 5 кв.м.; в строке "схема расположения намогильного сооружения и (или) могильной ограды" графическая схема и ее размеры признаны ошибочными.
Административный истец полагает распоряжение незаконным и нарушающим ее права, поскольку порядок деятельности общественных кладбищ на территории г. Костромы, утвержденный постановлением Администрации города Костромы от 23 апреля 2015 года N 837 устанавливает предоставление земли для погребения тела (останков) на безвозмездной основе в размере 2, 8 х 2, 2 м. (6, 16 кв. м.), чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли супруга или близкого родственника умершего. В силу пункта 4.5 указанного постановления для каждого, захоронения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, и родственников либо законного представителя умершего, выделяется земельный участок размером 2, 0 х 1, 5 м (3, 0 кв.м.) на безвозмездной основе, на котором формируется могильный холм и устанавливается намогильный регистрационный знак с записью даты захоронения, регистрационного номера захоронения. В 2018 году указанный в разрешении размер могильной ограды (1, 5 х 2, 2 х 0, 6 м) был допустимым и соответствовал нормам.
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 1 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного г. Костромы от 26 апреля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Лобова Л.И. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения административного дела, просит состоявшиеся судебные акты отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 октября 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
При рассмотрении настоящего дела судами такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25 февраля 1994 года в захоронение Лобова В.А, супругой которого являлась административный истец, подзахоронен его двоюродный брат Атокин А.П, ответственным за захоронение которого является Евсеева О.Е.
14 июля 2018 года Лобова Л.И. обратилась в МКУ г. Костромы "Городская службу захоронений" с заявлением о выдаче разрешения на установку могильной ограды размером 1, 5 х 2, 2 х 0, 6 м. на участке, где захоронен ее супруг Лобов В.А. (секция N69. Ряд N3 общественного кладбища по ул. Костромской в г. Костроме).
14 июля 2018 года МКУ г. Костромы "Городская служба захоронений" Лобовой Л.И. выдано разрешение N 004983 на установку намогильного сооружения и (или) могильной ограды в границах земельного участка размером 3, 3 кв.м. по ул. Костромской в Костроме, утверждена схема расположения намогильного сооружения и намогильной ограды в размерах 1, 5 х 2, 2 х 0, 6 м.
25 мая 2020 года Атокина А.Н, супруга Атокин Е.П, обратилась в МКУ г. Костромы "Городская служба захоронений" с заявлением, в котором указала, что при проведении строительных работ со стороны захоронения Лобова В.А. поврежден памятник и надгробие Атокина Е.П. В связи с этим, просила решить вопрос о восстановлении границ захоронения Атокина Е.П. и обязать лицо, ответственное за захоронение Лобова В.А, восстановить надгробие и памятник Атокина Е.П.
В связи с тем, что намогильное сооружение (ограда) на месте захоронения гражданина Лобова В.А. превышает установленные размеры ограды и общую площадь на 0, 65 кв.м, на основании части 2 статьи 8 Правил содержания мест погребения в г. Костроме, утвержденных решением Думы г. Костромы от 30 июня 2011 года N 145, 8 июня 2020 года сотрудниками Управления муниципальных инспекций Администрации города Костромы в отношении Лобовой Л.И. составлен протокол N 566 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения обращения Евсевьевой О.Е. от 21 сентября 2020 года, обращения Атокиной А.Н. от 25 мая 2020 года, распоряжением от 23 сентября 2020 года N 92 МКУ г. Костромы "Городская служба захоронений" внесены изменения в разрешение от 14 июля 2018 года N004983 на установку намогильного сооружения и (или) могильной ограды внесены следующие изменения: в строке "в границах участка следующих размеров" цифровое значение, указывающее площадь земельного участка, изменено с 3, 3 кв.м. на 2.5 кв.м.; в строке "схема расположения намогильного сооружения и (или) могильной ограды" графическая схема и ее размеры признаны ошибочными.
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком не нарушена; требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия данного органа местного самоуправления на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе, порядок опубликования и вступления его в силу, соблюдены, права административных истцов принятием оспариваемого распоряжения не нарушены.
С такими выводами судов судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым согласиться, поскольку они мотивированы, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
В силу статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает в том числе: гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Статьей 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (статья 25 названного закона).
В соответствии с Санитарными Правилами устройства и содержания кладбищ, утвержденных Минздравом СССР от 10 февраля 1977 года, действовавшими на дату захоронения супруга административного истца, захоронение производилось в отдельных могилах на каждого умершего, на каждую могилу отводился участок 5 кв.м, расстояние между могилами по длинным сторонам должно было быть не менее 1 м, по коротким не менее 0, 5м.
В соответствии с Инструкцией о порядке похорон и содержания кладбищ в РСФСР, утвержденная приказом Министерства ЖКХ РСФСР N 25 от 12 января 1979 года, на захоронение гроба должен отводиться участок не более 5 кв.м.
Вышеуказанными актами не предусматривалось выделение земельного участка иного размера для погребения на этом же участке земли супруга или близкого родственника умершего.
Как установлено судом, для захоронения Лобова В.А. в марте месяце 1992 года был выделен участок земли 5 кв.м, на который 25 февраля 1994 года был подзахоронен его двоюродный брат Атокин Е.П. Таким образом на каждое захоронение стало приходится по 2, 5.кв.м.
К уставным полномочиям административного ответчика относится организация работ по благоустройству общественных кладбищ на территории города Костромы (пункт 2.2 Устава).
В соответствии с пункта 3.1 Устава МКУ г. Костромы "Городская службы захоронений" в обеспечение полномочий в сфере организации ритуальных услуг названное учреждение полномочно осуществлять следующие функции: предоставляет участки земли для погребения тела (останков) умершего или урны с прахом путем предания земле, в том числе для создания семейного (родового) захоронения, выдает лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, следующие документы: заключения о выделении земельного участка для погребения умершего; паспорт захоронения после осуществления погребения; разрешение на установку намогильного сооружения; заключение о повторном захоронении умершего; заключение о погребении умершего на семейном (родовом) захоронении; паспорт семейного (родового) захоронения.
В соответствии со ст. 8 "Правил содержания мест погребения в городе Костроме", утвержденных решением Думы города Костромы от 30 июня 2011 года N 145, намогильные сооружения и могильные ограды устанавливаются после захоронения с разрешения, выданного по форме и в порядке, предусмотренном Администрацией города Костромы, в границах земельного участка, предоставленного под захоронение. Намогильные сооружения и могильные ограды, установленные без разрешения и в нарушение требований настоящих Правил, подлежат сносу в порядке, определяемом Администрацией города Костромы.
МКУ г. Костромы "Городская службы захоронений", во исполнение требований Порядка деятельности общественных кладбищ на территории г. Костромы, утвержденного постановлением администрации г. Костромы от 23 апреля 2015 года N 837 и Регламента предоставления муниципальным казенным учреждением г. Костромы "Городская служба захоронений" услуг по выдаче заключения о выделении земельного участка для погребения умершего, выдаче паспорта захоронения, а также выдаче разрешения на установку намогильных сооружений и (или) могильных оград на общественных кладбищах г. Костромы", утвержденного постановлением администрации г. Костромы от 27 февраля 2012 года N 299, осуществляет выдачу разрешений на установку намогильных сооружений и (или) могильных оград, на выдачу заключений о выделении земельного участка для погребения/перезахоронения умершего.
Поскольку оспариваемым распоряжением от 23 сентября 2020 года N 92, была устранена ошибка, допущенная административным ответчиком в разрешении N 004983 от 14 июля 2018 года выданном Лобовой Л.И. на установку ограды площадью 3, 3 кв.м. (без учета требований Санитарных Правил устройства и содержания кладбищ, утвержденных Минздравом СССР от 10 февраля 1977 года и Инструкции о порядке похорон и содержания кладбищ в РСФСР 12 января 1979 года), а также в виду того, что оспариваемое разрешение направлено на разрешение конфликта между лицами, ответственными за захоронения на спорном земельном участке, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Доводы приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на правильность применения судами норм материального и процессуального права, повторяют позицию истца в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ, они правомерно отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях.
Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Судами при разрешении спора не было допущено нарушения норм материального либо процессуального права, которые бы в силу положений части 2 статьи 328 КАС РФ могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных актов.
Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 КАС РФ и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Костромы от 1 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лобовой Ларисы Игоревны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.