Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Кошелева Д.А. на решение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 августа 2021 года, вынесенные по административному делу N 3а-153/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логистика", индивидуального предпринимателя Козлова Сергея Аркадьевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Логистика" (далее по тексту ООО "Логистика", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к административному ответчику об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих административному истцу на праве собственности: нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010207:139 общей площадью 4 284, 5 кв. м, расположенного по адресу: Ярославская область, г..Тутаев, ул. Строителей, д. 10, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года; нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010207:256 общей площадью 203, 4 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, г..Тутаев, ул. Строителей, д. 10, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером 76:21:010206:62 общей площадью 9 658 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, г..Тутаев, ул. Строителей, д. 10, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года; нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010206:237 общей площадью 1001, 1 кв. м, расположенного по адресу: Ярославская область, г..Тутаев, ул. Строителей, д. 10а, равной рыночной стоимости по состоянию на 31 декабря 2019 года; нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010206:74 общей площадью 969, 6 кв. м, расположенного по адресу: Ярославская область, г..Тутаев, ул. Строителей, д. 10а, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года; земельного участка с кадастровым номером 76:21:010206:234 общей площадью 3 653 кв.м, расположенного по адресу: Ярославская область, г..Тутаев, ул.
Строителей, д. 10а, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, выполненного оценщиком ООО "Современные Технологии Консалтинга", в размере: с кадастровым номером 76:21:010207:139 - в размере 29 684 857 рублей 35 копеек, с кадастровым номером 76:21:010207:256 - в размере 702 689 рублей 57 копеек, с кадастровым номером 76:21:010206:62 - в размере 4 190 895 рублей 94 копеек, с кадастровым номером 76:21:010206:237 - в размере 7 097 727 рублей, с кадастровым номером 76:21:010206:74 - в размере 6 661 915 рублей 91 копейки, с кадастровым номером 76:21:010206:234 - в размере 1 585 146 рублей 29 копеек.
В ходе рассмотрения административного дела индивидуальный предприниматель Козлов С.А. (далее - ИП) вступил в процесс в качества административного соистца и просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему до 10 сентября 2020 года на праве собственности объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010207:139 общей площадью 4 284, 5 кв. м, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Строителей, д. 10, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года; нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010207:256 общей площадью 203, 4 кв. м, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Строителей, д. 10, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере, определенном в соответствии с отчетами об оценке, составленными - ООО "Современные Технологии Консалтинга": с кадастровым номером 76:21:010207:139 - в размере 29 684 857 рублей 35 копеек, с кадастровым номером 76:21:010207:256 - в размере 702 689 рублей 57 копеек.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права как физического, так и юридического лица, поскольку повлекло увеличение налогового бремени для административных истцов, как плательщиков налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 августа 2021 года, установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость равной рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010207:139 - в размере 29 684 857 рублей 35 копеек, нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010207:256 - в размере 702 689 рублей 57 копеек. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости ООО "Логистика" постановлено считать 8 декабря 2020 года, ИП Козлову С.А. - 20 февраля 2021 года установлена по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость равной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:21:010206:62 - в размере 4 190 895 рублей 94 копеек; нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010206:74 - в размере 6 661 915 рублей 91 копейки; земельного участка с кадастровым номером 76:21:010206:234 - в размере 1 585 146 рублей 29 копеек. Установлена по состоянию на 31 декабря 2019 г. кадастровая стоимость равной рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010206:237 - в размере 7 097 727 рублей. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости постановлено считать 8 декабря 2020 года.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Кошелев Д.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, в части установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости для объектов с кадастровым номерами 76:21:010206:237, 76:21:010206:74, считает, что оспариваемая кадастровая стоимость указанных объектов не затрагивает права и законные интересы ООО "Логистика".
Определением судьи от 15 ноября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Второго кассационного суда общей юрисдикции
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
В силу части 2 статьи 328 КАС РФ основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, в силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, что также следует из абзацев первого и второго статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-Ф3 "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, ООО "Логистика" и ИП Козлов С.А. являются собственниками объектов недвижимости: нежилого здания, площадью 4 284, 5 кв. м, с кадастровым номером 76:21:010207:139, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Строителей, д. 10; нежилого здания, площадью 203, 4 кв. м, с кадастровым номером 76:21:010207:256, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Строителей, д. 10.
Также, ООО "Логистика" является собственником объектов недвижимости: земельного участка, площадью 9 658 кв. м, с кадастровым номером 76:21:010206:62 расположенного по адресу: Ярославская область, г.Тутаев, ул. Строителей, д. 10; нежилого здания, площадью 1001, 1 кв. м с кадастровым номером 76:21:010206:237, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Строителей, д. 10а; нежилого здания, площадью 969, 6 кв. м, с кадастровым номером 76:21:010206:74, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Строителей, д.10а; земельного участка, площадью 3 653 кв. м, с кадастровым номером 76:21:010206:234, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Строителей, д. 10а.
Кадастровая стоимость поименованных выше объектов недвижимости утверждена приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года N 20-н "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, за исключением земельных участков, земельных участков категории земель "земли населенных пунктов", земельных участков категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных на территории Ярославской области" и по состоянию на 1 января 2019 года в отношении нежилого здания с кадастровым номером N 76:21:010207:139 - 121 526 413 рублей 08 копеек, нежилого здания с кадастровым номером N 76:21:010207:256 - 3 393 988 рублей 95 копеек, земельного участка с кадастровым номером N 76:21:010206:62 - 6 480 228 рубля 26 копеек, нежилого здания с кадастровым номером 76:21:010206:74 - 16 930 120 рублей 92 копеек, земельного участка с кадастровым номером N 76:21:010206:234 - 2 451 053 рублей 41 копейки. В соответствии с актом N 63/ОКС от 25 февраля 2020 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 76:21:010206:237 по состоянию на 31 декабря 2019 года определена в размере 37 160 689 рублей 64 копеек.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
В соответствии со статьями 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административные истцы в отношении принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости являются плательщиками земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В обоснование административных исковых требований административные истцы представили отчеты об оценке N РО1672-3, N РО1672-2, N РО1672-1, N Р01673-3, N Р01673-2, N Р01673-1, подготовленные ООО "Современные Технологии Консалтинга", согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на дату оценки с кадастровым номером 76:21:010207:139 определена в размере 29 684 857 рублей 35 копеек, с кадастровым номером 76:21:010207:256 - определена в размере 702 689 рублей 57 копеек, с кадастровым номером 76:21:010206:62 - определена в размере 4 190 895 рублей 94 копеек, с кадастровым номером 76:21:010206:237 - определена в размере 7 097 727 рублей, с кадастровым номером 76:21:010206:74 - определена в размере 6 661 915 рублей 91 копейки, с кадастровым номером 76:21:010206:234 - определена в размере 1 585 146 рублей 29 копеек
Рассматривая требования по существу, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков и нежилых зданий, не соответствует его рыночной стоимости, в связи с чем, оценив результаты проведенных по делу экспертиз, взял за основу заключение экспертизы, выполненной экспертом ООО "Современные Технологии Консалтинга" и признал требования административных истцов подлежащих удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов двух инстанций, поскольку приведенная в судебных актах оценка отчетов об оценке как письменных доказательств по данному административному делу, соответствует требованиям статей 70, 84, 246 КАС РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 19, 20, 22 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Исследуя и оценивая представленные отчеты об оценке спорного недвижимого имущества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что приведенные в них выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Указанные выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении норм материального права, подлежащих применению при разрешении возникшего административного спора, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
С приведенными же в кассационной жалобе доводами о прекращении производства по административному делу в части оспаривания результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 76:21:010206:237 и 76:21:010206:74 оснований согласиться не имеется.
Указанным доводам судами первой и апелляционной инстанций дана полная и надлежащая оценка, оспариваемые судебные акты содержат аргументированную мотивировку, с которой соглашается суд кассационной инстанции, о том, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами 76:21:010206:237 и 76:21:010206:74 затрагивает права и интересы ООО "Логистика".
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, по сути, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает. В этой части доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, либо опровергали бы изложенные в обжалуемых судебных актах выводы судов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Ярославского областного суда от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Кошелева Дениса Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.