Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - главы Палехского муниципального района Старкина Игоря Вадимовича (направленную почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ, поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, в суд кассационной инстанции с делом - ДД.ММ.ГГГГ) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 1 июля 2021 года, вынесенное по административному делу N по административному исковому заявлению Шиковой ФИО13 и Шикова ФИО14, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, к администрации Палехского муниципального района о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Палехского муниципального района о признании действий по сокращению срока действия свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ N и решения об отказе в оплате названного свидетельства незаконными, а также взыскании судебных расходов в размере "данные изъяты" рублей.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ молодой семье Шиковых А.С, Н.С. с несовершеннолетними детьми ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являющейся участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", администрацией Палехского муниципального района выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ N, сумма социальной выплаты по которому предусмотрена в размере "данные изъяты" руб, срок действия - до ДД.ММ.ГГГГ (включительно). Вместе с тем письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ за N в нарушение п. 5 Приложения N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, был изменен срок реализации молодыми семьями выданных свидетельств, административным истцам указано на необходимость реализовать данное свидетельство до ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи администрация фактически отказала административным истцам в оплате свидетельства ввиду того, что денежные средства возвращены в бюджет Ивановской области в конце ДД.ММ.ГГГГ, о чем административный ответчик сообщил административным истцам письмом от ДД.ММ.ГГГГ N. До настоящего времени данное свидетельство официально отозвано не было, находится в банке, в котором у административных истцов открыт счет.
Административные истцы полагают, что указанные действия и решение административного ответчика являются незаконными, нарушающими их права на использование социальной выплаты для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения.
Решением Палехского районного суда Ивановской области от 25 марта 2021 года Шиковой Н.С. и Шикову А.С, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 1 июля 2021 года решение Палехского районного суда Ивановской области от 25 марта 2021 года отменено. Названным определением по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Шиковой Н.С. и Шикову А.С, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, удовлетворено в полном объеме.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представитель административного ответчика - глава Палехского муниципального района Старкин И.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 1 июля 2021 года, с оставлением в силе решения Палехского районного суда Ивановской области от 25 марта 2021 года.
В обоснование кассационной жалобы им приведены доводы о том, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судом второй инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении дела таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Так, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на 2011 - 2015, 2015 - 2020 годы осуществлялось в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Ивановской области осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2017 года N 460-п.
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (далее также - социальная выплата), а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила).
Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (пункт 3 Правил).
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Палехского муниципального района молодой семье Шиковых выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства N, которым удостоверено право данной молодой семьи в составе 4 человек, являющейся участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", получить социальную выплату в размере "данные изъяты" руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Ивановской области. Кроме того, в данном свидетельстве указано, что оно подлежит предъявлению в банк до ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство действительно до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N администрация информировала Шикову Н.С. о том, что на основании письма Департамента строительства и архитектуры Ивановской области об изменении срока реализации молодым семьям выданных свидетельств, администрация просит реализовать выданное семье Шиковых свидетельство N до ДД.ММ.ГГГГ.
Данная информация также была доведена до сведения Шиковых представителями административного ответчика в устной форме ДД.ММ.ГГГГ посредством телефонного сообщения, что сторонами по делу не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ Шикова Н.С. представила Главе Палехского муниципального района заявление о невозможности реализации в ДД.ММ.ГГГГ выданного семье Шиковых свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ ввиду предоставления маленького срока на приобретение жилья по данному свидетельству. В заявлении также имеется указание на реализацию Шиковыми упомянутого свидетельства в ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N администрация сообщила Шикову А.С. о невозможности по состоянию на текущую дату оплаты выданного семье Шиковых упомянутого свидетельства ввиду того, что денежные средства возвращены в бюджет Ивановской области в конце ДД.ММ.ГГГГ, так как не были израсходованы Шиковыми до ДД.ММ.ГГГГ. В данном письме также указано, что Шиковым при выдаче свидетельства в устной форме были разъяснены правила и условия реализации свидетельства, предоставлена информация о возвращении в бюджет Ивановской области денежных средств, не использованных до конца ДД.ММ.ГГГГ, а также, что специалисты администрации Палехского муниципального района (неоднократно) и Департамента строительства и архитектуры Ивановской области связывались с заявителем о необходимости реализации свидетельства до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком при принятии оспариваемого решения были соблюдены требования действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в части соблюдения порядка и установления срока реализации свидетельства на право получения социальной выплаты, при этом действия административного ответчика по сокращению упомянутого срока не противоречили пункту 5 Правил, в соответствии которым срок действия свидетельства не должен превышать 7 месяцев, и не препятствовали административным истцам в принятии надлежащих и своевременных действий по осуществлению поиска подходящего жилья.
С этими выводами суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда, указав что в силу пункта 5 Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.
В силу пункта 35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.
По смыслу вышеуказанных норм закона, возможность перечисления денежных средств на основании свидетельства в счет исполнения обязательств по договорам приобретения недвижимости ограничивается сроком действия данного свидетельства.
В выданном администрацией Палехского муниципального района семье Шиковых свидетельстве о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства N от ДД.ММ.ГГГГ был указан срок его действия - до ДД.ММ.ГГГГ (включительно), то есть не более 7 месяцев с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, что соответствует требованиям пункта 5 Правил.
С учетом положений действующего законодательства, административные истцы обязаны были предоставить требуемые законом документы в банк для перечисления социальной выплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ (включительно), что и было ими своевременно исполнено - свидетельство передано в банк ДД.ММ.ГГГГ при открытии счета, что сторонами не оспаривалось, после чего административными истцами производился поиск жилого помещения для его приобретения с использованием социальной выплаты.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.7 Порядка формирования списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N-п, орган местного самоуправления производит оформление Свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем финансовом году, в соответствии с Правилами. Срок действия Свидетельства устанавливается приказом Департамента с учетом требований Правил.
Пунктом 1 приказа Департамента строительства и архитектуры Ивановской области от 13 апреля 2020 года N 67/1 "Об установлении сроков действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, выдаваемого в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области", размещенного на официальном сайте Департамента в сети "Интернет", установлен срок действия свидетельства с даты его выдачи для участников упомянутой подпрограммы - 1 месяц (в целях предоставления его в банк), для банка - 6 месяцев, но не позднее 20 декабря года предоставления социальной выплаты (в целях предоставления владельцем свидетельства документов, необходимых для оплаты приобретаемого (приобретённого) жилого помещения).
Согласно пояснениям представителя Департамента строительства и архитектуры Ивановской области, указанный срок действия свидетельства обусловлен установленными нормами бюджетного законодательства о завершении операций по использованию бюджета 31 декабря текущего финансового года и о возврате не использованных по состоянию на 1 января года, следующего за годом предоставления субсидии, бюджетных средств в доход бюджета.
Действительно, как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Палехского муниципального района и Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области было заключено соглашение N, о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования в целях предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения в рамках подпрограммы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области" в 2020 году. Названным соглашением, с учетом внесенных в него изменений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена обязанность администрации возвратить в бюджет Ивановской области не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств субсидии в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
О необходимости реализации свидетельств, выданных в рамках Подпрограммы до окончания срока их действия - ДД.ММ.ГГГГ, администрация Палехского муниципального района также была уведомлена письмом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при выдаче администрацией Палехского муниципального района семье Шиковых свидетельства в рамках Подпрограммы не был принят во внимание упомянутый приказ Департамента в части указания сроков действия свидетельства. Данные обстоятельства стороной административного ответчика также не оспаривались.
Установив данные обстоятельства, суд второй инстанции, указал, что установленный в свидетельстве срок - до ДД.ММ.ГГГГ не противоречит срокам, которые установлены в названных выше Правилах и в которых не предусмотрено какого-либо ограничения срока действия свидетельства окончанием финансового года, как не предусмотрена возможность изменения указанного в свидетельстве срока его действия по каким-либо причинам.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).
В этой связи, учитывая, незначительность фактически предоставленного административным истцам срока с момента выдачи Шиковым свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (ДД.ММ.ГГГГ) до момента окончания срока его действия, указанного в приказе Департамента строительства и архитектуры Ивановской области (до ДД.ММ.ГГГГ) - чуть более полутора месяцев, при наличии указания в данном свидетельстве срока его действия - до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не превышающего сроки, установленные пунктом 5 Правил, судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда правомерно посчитала ошибочными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований в связи с тем, что сокращение срока реализации свидетельства на право получения социальной выплаты не препятствовало административным истцам предпринять надлежащие и своевременные действия к поиску подходящего жилья до декабря 2020 года.
Делая подобный вывод, судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда исходила из того, что невозможность поиска жилья Шиковыми в сокращенный срок была обусловлена объективными причинами (необходимость подбора административными истцами подходящего жилья в пределах упомянутого административного образования после предоставления ими свидетельства в банк; эпидемиологическая ситуация в регионе, ограничивающая возможность личного участия отдельных категорий лиц при совершении сделки купли-продажи объекта недвижимости; установленный размер выделяемой в качестве социальной выплаты суммы - "данные изъяты" рублей).
При этом суд апелляционной инстанции при разрешении административного спора также учитывал, что согласно п. 4.7 Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области в целях предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения (Приложение 1 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ N) не использованный в текущем финансовом году остаток субсидий, потребность в котором отсутствует, подлежит перечислению в доход областного бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Однако при принятии Департаментом решения о наличии потребности в средствах субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 1 февраля 2017 года N 12-п "Об утверждении Порядка принятия главными администраторами бюджетных средств решений о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных из областного бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году" Департамент осуществляет возврат указанных средств в бюджет соответствующего муниципального образования.
Таким образом, нормативными правовыми актами предусмотрен механизм возврата денежных средств на определенные цели, однако, администрация Палехского муниципального района, возвратившая денежные средства в бюджет Ивановской области, и, имея сведения о наличии нереализованного свидетельства, срок которого не истек, каких-либо действий к решению вопроса по возврату денежных средств в бюджет муниципального образования не предприняла, ограничившись указанием на невозможность осуществления выплаты.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда пришла к выводу о неправомерности отказа администрации Палехского муниципального района в оплате свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства N от ДД.ММ.ГГГГ и необходимости возложения на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав административных истцов.
Исходя из этого решение суда первой инстанции было отменено судебной коллегией по административным делам Ивановского областного суда с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Оснований не согласиться с данными выводами суда второй инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав административных истцов на предоставление соответствующей социальной выплаты при отсутствии с их стороны каких-либо неправомерных действий или бездействия.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции в полной мере соответствуют приведенным нормам материального права и учитывают приведенную выше правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом российской Федерации.
Доводы же кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом второй инстанции норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения им административного спора, указывали бы на незаконность или необоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемом апелляционном определении.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 1 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика - главы Палехского муниципального района Старкина Игоря Вадимовича - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 29 декабря 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.