Центральный окружной военный суд в составе председательствующего Ментова В.Г., судей Клубкова Ю.В. и Буданова К.М., при секретаре судебного заседания Немове А.А., с участием административного истца Гуменюка В.В. и его представителя Зубриновича Ю.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-127/2021 по апелляционной жалобе представителя административного истца Гуменюка В.В. - Зубриновича Ю.И. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 6 октября 2021 г., которым отказано в удовлетворении административного иска бывшего военнослужащего учебной авиационной базы (2 разряда, г. Балашов) "данные изъяты" Гуменюка Василия Васильевича об оспаривании решения начальника территориального отдела "Саратовский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Буданова К.М, изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, окружной военный суд
установил:
В соответствии с решением начальника территориального отдела "Саратовский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") от ДД.ММ.ГГГГ N Гуменюку отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая свои права нарушенными, Гуменюк обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконным указанное решение и обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в "адрес".
Решением Саратовского гарнизонного военного суда от 6 октября 2021 г. в удовлетворении административного иска Гуменюка отказано.
Выражая несогласие с таким решением суда, представитель административного истца Зубринович подал апелляционную жалобу, в которой в связи с нарушением норм материального и процессуального права просит его отменить и направить административное дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы Зубринович утверждает о наличии у Гуменюка права состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, поскольку прошло более пяти лет с момента его выезда и снятия с регистрации из ранее предоставленной ему квартиры на состав семьи из трех человек. По мнению представителя, Гуменюк не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и имеет право на получение жилищной субсидии с учетом площади ранее предоставленного жилого помещения.
В заключение жалобы Зубринович указывает на то, что судом первой инстанции не принят во внимание факт изменения административным истцом предполагаемого места жительства на "адрес", в котором установлена учетная норма - 15 кв. метров.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика - территориального отдела "Саратовский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Котлов Д.А. указывает на несостоятельность содержащихся в ней доводов и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поступивших относительно нее возражениях, заслушав объяснения административного истца Гуменюка В.В. и его представителя Зубриновича Ю.И, поддержавших доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Гуменюку, заключившему контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, в июле 2010 г. на состав семьи из трех человек (он, супруга, ФИО1, и сын, ФИО2.) Министерством обороны РФ предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 42, 2 кв. метров, которое он в том же месяце 2010 г. оставил супруге и сыну путем переоформления на них договора социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ брак между Гуменюком и его супругой был расторгнут.
Решением начальника 5 отдела (г. Саратов) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, которое признано обоснованным вступившим в законную силу решением Саратовского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Гуменюк снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку распорядившись вышеуказанной квартирой по своему усмотрению, не сдав ее Министерству обороны РФ, он обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы, установленной в "адрес".
После увольнения с военной службы по достижении предельного возраста и исключения ДД.ММ.ГГГГ из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ Гуменюк обратился в территориальный отдел "Саратовский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника территориального отдела "Саратовский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомплекс" от ДД.ММ.ГГГГ N Гуменюку отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя указанной категории военнослужащих, к которой относится Гуменюк, гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку Гуменюк с его согласия был обеспечен жилым помещением более установленной в "адрес" учетной нормы - 12 кв. метров, не предоставил документы о его освобождении и на момент обращения с заявлением в жилищный орган в 2021 г. уже не являлся военнослужащим, оснований для постановки административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания в военном ведомстве не имелось.
Доводы представителя административного истца о том, что с Гуменюком в 2010 г. подлежала обеспечению жилым помещением дочь его бывшей супруги ФИО1 - ФИО3, которая находилась на его иждивении до ДД.ММ.ГГГГ и была записана в его личное дело, суд находит голословными, поскольку каких-либо доказательств совместного проживания Гуменюка и ФИО3 суду не представлено, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях она совместно с Гуменюком не состояла. При этом в решении Балашовского районного суда Саратовской области от 15 августа 2011 г. приведены объяснения ФИО1 о том, что с конца января 2009 г. она не вела с Гуменюком совместного хозяйства, а также решение мирового судьи судебного участка N 2 города Балашова Саратовской области от 5 октября 2010 г, согласно которому брачные отношения Гуменюка и его супруги, ФИО1, прекращены с декабря 2008 г, бюджет раздельный, общее хозяйство не ведется.
С учетом изложенного довод жалобы об изменении Гуменюком предполагаемого места жительства на "адрес", в котором установлена учетная норма - 15 кв. метров, является несостоятельным и не влечет признание его нуждающимся в жилом помещении.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об истечении пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, с момента оставления Гуменюком квартиры бывшей супруге и сыну в 2010 г, а также не реализации им права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ, уже были опровергнуты вступившим в законную силу решением Саратовского гарнизонного военного суда от 16 июля 2015 г, а поэтому не подлежат проверке в рамках настоящего административного дела.
При таких обстоятельствах не согласиться с решением суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к принятию неверного решения, судом первой инстанции также допущено не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, констатируя его законность и обоснованность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 6 октября 2021 г. по административному делу по административному иску Гуменюка Василия Васильевича об оспаривании решения начальника территориального отдела "Саратовский" филиала "Центральный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) К.М. Буданов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.