Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Багаутдиновой А.Р, судей Старичковой Е.А. и Субхангулова А.Н, при секретаре Ширшовой Э.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени
по апелляционной жалобе Семенова Ю.В. на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан (далее МИФНС России N 30 по РБ) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, обосновывая тем, что Семенов Ю.В. имеет на праве собственности транспортное средство, в связи с чем является налогоплательщиком и обязан уплачивать налоги.
МИФНС России N 30 по РБ надлежащим образом известила Семенова Ю.В. о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление. Вместе с тем, Семенов Ю.В. не уплатил в установленные сроки суммы налогов.
МИФНС России N 30 по РБ направила в адрес должника требования об уплате налога, пени, штрафа N 43383 от 16 февраля 2018 года, N 40658 от 28 января 2019 года, N 139058 от 11 июля 2019 года, N 45464 от 14 февраля 2020 года.
Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, однако определением мирового судьи судебного участка N 2 по Демскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года судебный приказ от 17 августа 2020 года был отменен.
При этом налогоплательщиком задолженность не погашена.
МИФНС России N 30 по РБ просила суд взыскать с Семенова Ю.В. недоимку по транспортному налогу с физических лиц в размере 2 910 рублей, пени в размере 228, 41 рублей, на общую сумму 3 138, 41 рублей.
Решением Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 сентября 2021 года постановлено:
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2016 год, 2017 год, 2018 годы в общем размере 2 910 рублей, пени 228 рублей 41 копейка, из них: за 2016 год налог 970 рублей, пени 19 рублей 27 копеек, за 2017 год налог 970 рублей, пени 13 рублей 67 копеек, за 2018 год налог 970 рублей, пени 14 рублей 83 копейки, пени по недоимке в размере 180 рублей 64 копейки.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Семенов Ю.В. просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что транспортное средство ЛАДА Приора 217030, 2011 года выпуска выбыло из его владения более пяти лет назад. Ссылается на пропуск административным истцом срока обращения в суд с административным иском.
МИФНС России N 30 по РБ поданы письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание судебной коллегии, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МИФНС России N 30 по РБ Шафикову Л.У, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 стать 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенову Ю.В. на праве собственности принадлежит транспортное средство: автомобиль ЛАДА 217030 LADA PRIOR госномер N.., в связи с чем является плательщиком транспортного налога.
Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления N65725150 от 18 августа 2018 года об уплате транспортного налога в размере 970 рублей за 2017 год, N25365227 от 20 сентября 2017 года об уплате транспортного налога в размере 970 рублей за 2016 год, N63752354 от 22 августа 2019 года об уплате транспортного налога в размере 970 рублей за 2018 год.
Вместе с тем, в установленные в налоговом уведомлении сроки суммы налогов Семенов Ю.В. не оплатил.
В связи с выявленной недоимкой, налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены: требование N 43383 об уплате транспортного налога в размере 970 рублей, пени в размере 19, 27 рублей по состоянию на 16 февраля 2018 года со сроком уплаты до 06 апреля 2018 года; требование N 139058 об уплате пени в размере 180, 65 рублей по состоянию на 11 июля 2019 года со сроком уплаты до 05 ноября 2019 года; требование N 40658 об уплате транспортного налога в размере 970 рублей, пени в размере 13, 67 рублей по состоянию на 28 января 2019 года со сроком уплаты до 25 марта 2019 года; требование N 65464 об уплате транспортного налога в размере 970 рублей, пени в размере 14, 83 рублей по состоянию на 14 февраля 2020 года со сроком уплаты до 08 апреля 2020 года.
Таким образом, ответчиком Семеновым Ю.В. транспортный налог за 2016, 2017, 2018 годы не уплачен.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Налоговым органом административному ответчику направлены требования N 43383 со сроком оплаты до 06 апреля 2018 года, N 40658 со сроком оплаты до 25 марта 2019 года, N 139058 со сроком оплаты до 05 ноября 2019 года, N45464 со сроком оплаты до 08 апреля 2020 года.
20 июля 2020 года подано заявление мировому судье о выдаче судебного приказа.
17 августа 2020 года мировым судьей судебного участка N 2 по Демскому району г. Уфы выдан судебный приказ о взыскании с Семенова Ю.В. задолженности по транспортному налогу.
Определением мирового судьи судебного участка N2 по Демскому району г.Уфы Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Административное исковое заявление подано административным истцом в Демский районный суд г. Уфы 12 июля 2021 года.
С учетом начисленных пени, сумма задолженности Семенова Ю.В. по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 год составляет 2 910 рублей, пени 228 рублей 41 копейка, из них: за 2016 год налог 970 рублей, пени 19 рублей 27 копеек, за 2017 год налог 970 рублей, пени 13 рублей 67 копеек, за 2018 год налог 970 рублей, пени 14 рублей 83 копейки, пени по недоимке в размере 180 рублей 64 копейки.
Таким образом, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд за взысканием указанной выше задолженности, не пропущен.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации собранные по делу доказательства в их совокупности, установив, что административное исковое заявление подано в суд с соблюдением установленных сроков, проверив правильность представленного административным истцом расчета задолженности, пришел к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом административных исковых требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права не допущено.
Фактов необоснованного обращения налогового органа в суд с административным иском, несоблюдения порядка обращения недоимки к принудительному взысканию и процессуальных сроков, судебной коллегией по итогам рассмотрения апелляционной жалобы не установлено.
Несогласие Семенова Ю.В. с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Налоговым органом принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Так, определением мирового судьи судебного участка N 2 по Демскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года судебный приказ от 15 декабря 2020 года отменен по заявлению должника, следовательно, началом течения срока обращения в суд является 02 февраля 2021 года, а налоговый орган обратился в суд с настоящим иском 12 июля 2021 года, то есть в пределах срока обращения в суд в порядке искового производства (часть 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности начисления налога на автомобиль ЛАДА 217030 LADA PRIOR госномер N.., в связи с передачей автомобиля во владение иному лицу, судебная коллегия находит несостоятельным и не основанным на законе.
Так, согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно вышеприведенной норме закона налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Как следует из материалов дела, согласно карточке учета транспортного средства от 25 августа 2021 года, владельцем транспортного средства ЛАДА 217030 LADA PRIOR госномер N.., 2011 года выпуска, с 09 сентября 2011 года является Семенов Ю.В.
Доказательств, подтверждающих снятие Семеновым Ю.В. транспортного средства ЛАДА 217030 LADA PRIOR госномер Т314ОВ102, с регистрации или факт регистрации данного транспортного средства за другим лицом, административным ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, по своей сути, направлены на оспаривание обоснованности вывода суда первой инстанции об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, что не может служить предусмотренными статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, судами нижестоящих инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Акбашева Н.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.