Дата вступления в законную силу - 20 января 2022 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., рассмотрев 20 января 2022 года в открытом судебном заседании в помещении суда при секретаре Зинич Н.В. административное дело по жалобе на постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 октября 2021 года в отношении
ООО "ПромИндустрия", юридический адрес: Санкт-Петербург, 24-я линия В.О, д. 3-7 лит. Ж, пом. 33 Н, ИНН 7801605667
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 октября 2021 года, ООО "ПромИндустрия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Вина ООО "ПромИндустрия" установлена в нарушении требований законодательства о сохранении, использовании и охране выявленного объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
"дата" в 11 час. 20 мин. по адресу: "адрес", на основании задания о проведении мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия N... от "дата" - здания, расположенного по адресу: наб. Обводного канала "адрес", входящего в состав выявленного объекта культурного наследия "Комплекс товарищества Российско-американской резиновой мануфактуры "Треугольник" (80 производственных корпусов, соединенных переходами), выявлено неудовлетворительное состояние фасадов здания - наблюдаются трещины, деструкция кирпича, цоколь здания частично скрыт культурным слоем, отмостка частично отсутствует, имеются трещины на кирпичной кладке фасадов, металлическое окрытие кровли локально коррозировано, отдельные оконные заполнения металлопластиковые, остальные оконные заполнения находятся в неудовлетворительном состоянии, частично оконные проемы заложены кирпичом, стеклоблоками, дверные заполнения металлические. Таким образом, в действиях ООО "ПромИндустрия" выявлено нарушение требований ст.ст. 33, 45, 47.2, 47.3 Федерального Закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", что выразилось в непринятии надлежащих и исчерпывающих мер на сохранение здания.
Законный представитель - генеральный директор ООО "ПромИндустрия" Арнт А.Б, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления по делу об административном правонарушении по следующим основаниям. Спорный объект был включен в список выявленных объектов культурного наследия "дата". На момент издания приказа о внесении его в список выявленных объектов культурного наследия действовал закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и Закон СССР N 4962-1Х "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Согласно ст. 18 Закона РСФСР от 15.12.1978 г, после включения объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, уполномоченный орган, которым является КГИОП, обязан был произвести экспертизу объекта, разработать проект списка недвижимых памятников и направить его для утверждения в соответствующий орган. КГИОП внес спорный объект в список выявленных объектов культурного наследия, председателю КГИОП было поручено организовать работу по заключению охранных обязательств с собственниками объекта. С 2002 года был принят Федеральный Закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации" N 73-ФЗ. Согласно ст. 17 Закона, после принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, КГИОП обязан обеспечить проведение историко-культурной экспертизы. В нарушение вышеуказанных норм, историко-культурная экспертиза не была проведена, не был определен предмет охраны. Обществом было получено Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия 10 октября 2019 года, общество приступило к выполнению задания, была разработана проектная документация, которая не была передана в КГИОП для согласования. В соответствии со ст. 42 и 43 Федерального Закона N 73-ФЗ, ремонт направлен на поддержания памятника в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, которые определяются предметом его охраны.
Таким образом, проведение ремонтных работ до установления предмета охраны невозможно. Провести историко-культурную экспертизу на часть ансамбля не представляется возможным. Заявитель неоднократно письменно обращался в КГИОП о готовности проектной документации, несмотря на переписку между сторонами, заключение историко-культурной экспертизы представлено КГИОП не было. Таким образом, КГИОП самостоятельно создает невозможность осуществить ремонтные работы в соответствии с законом. ООО "ПромИндустрия" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона, однако бездействие КГИОП не позволяет заявителю исполнить свои обязанности. С момента включения здания в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия прошло 20 лет, однако никаких действий, предусмотренных законодательством, КГИОП не предпринял. Таким образом, привлечение ООО "ПромИндустрия" к административной ответственности, является незаконным и необоснованным, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.
Законный представитель ООО "ПромИндустрия" в Санкт-Петербургский городской суд не явился, был извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении не заявлял.
Защитник Крылова Н.Ю. в судебное заседание явилась, поддержала доводы жалобы и представила к ним дополнения, сводящиеся к тому, что юридическое лицо не было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела. В дополнениях к жалобе также указала, что объект признается выявленным объектом культурного наследия только на основании историко-культурной экспертизы в соответствии со ст. 31 Федерального Закона N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта проводятся только после проведения историко-культурной экспертизы. Обязанность по ее проведению возложена законом на КГИОП, что прямо следует из решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и ЛО по делу N А 5662595.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника, считаю постановление Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 октября 2021 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 3 ст. 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок проведения работ по выявлению объекта культурного наследия установлен Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия".
Согласно п. 2 Приказа Минкультуры России N 1905, региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя:
- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта;
- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;
- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.
В соответствии с п. 3 Приказа N 1905, по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр).
Государственный учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия путем ведения списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. (п. 7 Приказа N...)
Включение объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления, оформленного в соответствии с пунктами 2 - 6 Порядка. (п. 8 Приказа N...)
Согласно п. 9 ст. 16 Федерального Закона N 73-ФЗ, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с п.п. 1-4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Приказом от 20 февраля 2001 года N 15 "Об утверждении списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность", комплекс товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры "Треугольник" (80 производственных корпусов, соединенных переходами) по адресу: наб. Обводного канала 134-140, включен в список вновь выявленных объектов культурного наследия.
Принятие решения о внесении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия собственниками помещений не было оспорено.
ООО "ПромИндустрия", согласно выписке из ЕГРН, является собственником здания, расположенного по адресу: "адрес", входящего в состав выявленного объекта культурного наследия комплект товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры "Треугольник", что налагает на собственника выявленного объекта культурного наследия обязанность по выполнению требований ст. 47.3 Федерального Закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Требования ст. 47.3 Федерального Закона N 73-ФЗ, не были выполнены юридическим лицом, что подтверждается актом мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия (л.д. 12-50).
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела, судьей Ленинского районного суда Санкт-Петербурга было верно установлено событие административного правонарушения, в полном объеме исследованы представленные по делу доказательства.
Оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, доказательства обоснованно признаны судьей относимыми, допустимыми и достаточными для установления вины лица в совершении административного правонарушения.
Протокол об административных правонарушениях составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиями ст. 29.10 КоАП РФ, нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ для юридических лиц, с учетом всех обстоятельств дела, данных о юридическом лице, характере совершенного правонарушения.
Доводы жалобы не являются основанием к отмене постановления.
Как усматривается из материалов дела, рассмотрение дела было назначено судом на 20 сентября 2021 года, в связи с неявкой на рассмотрение дела представителя ООО "ПромИндустрия", рассмотрение дела было отложено на 19 октября 2021 года в 12 часов, в адрес юридического лица была направлена повестка с почтовым идентификатором 19084757608601, конверт с не врученной повесткой был возвращен в адрес суда 04 октября 2021 года в связи с истечением срока хранения и приобщен к материалам дела (л.д.92), что указывает на надлежащее извещение лица о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1978, N 51, ст. 1387), признан утратившим силу за исключением статей 20, 31, 34, 35, 40, 42 указанного Закона.
Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 80 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений" было также признано утратившим силу Постановление Совмина СССР от 16.09.1982 N 865 (ред. от 29.12.1989, с изм. от 25.06.2002) "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры".
В то же время частью 4 ст. 64 Федерального Закона N 73-ФЗ, объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, отнесены к выявленным объектам культурного наследия.
Как уже указано выше, Порядок проведения работ по выявлению объекта культурного наследия установлен Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия", согласно положениям п. 1-10 Порядка проведения работ по выявлению объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, работы по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, не включают в себя проведение историко-культурной экспертизы.
Вопреки доводам жалобы, обязанность по проведению историко-культурной экспертизы возлагается на региональный орган охраны объектов культурного наследия при принятии решения о включении объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, что является правом, а не обязанностью регионального органа, в то время как ст. 47.3 Федерального Закона N 73-ФЗ, предусмотрена обязанность по сохранению как объекта культурного наследия, включенного в реестр, так и выявленного объекта культурного наследия.
Приказом Минкультуры России от 13.01.2016 N 28 "Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2016 N 43060), установлен порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, из п. 2 которого усматривается, что собственник объекта охраны объекта культурного наследия вправе самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказами физических и юридических лиц за счет заказчика в соответствии с федеральным законом N 73-ФЗ разработать и подать на утверждение проект предмета охраны объекта культурного наследия.
Согласно пояснениям должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ряд юридических лиц, являющихся собственниками строений, входящих в ансамбль выявленного объекта культурного наследия "Треугольник", обратилась в КГИОП для определения части предмета охраны выявленного объекта культурного наследия, в связи с чем были изданы соответствующие распоряжения об определении части предмета охраны, которые приобщены к материалам дела (л.д. 86-91), в связи с чем доводы защиты в этой части являются несостоятельными.
Приобщенный к материалам дела ответ ООО "ПромИндустрия" Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников, не является доказательством выполнения обществом требований о сохранении объекта культурного наследия.
С учётом изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 октября 2021 года о признании ООО "ПромИндустрия" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу законного представителя - без удовлетворения.
Судья Калинина И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.