Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Ягубкиной О.В.
судей Козловой Н.И, Сальниковой В.Ю.
при секретаре Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 ноября 2021 года апелляционную жалобу Павлова М. Е. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2021 года по гражданскому делу N 2-3496/2021 по иску Павлова М. Е. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга об установлении стажевого коэффициента, перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя истца - Герасимовой М.И, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика - Колязиновой В.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлов М.Е. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга, Управление), указав, что с 02.09.2019 г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной досрочно. Полагает, что при расчете страховой пенсии по старости Управлением была допущена ошибка, поскольку ответчиком не были применены положения п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, согласно которому, при наличии у истца 15 летнего стажа работы в районах Крайнего Севера, стажевый коэффициент должен быть равным 0, 55. Допущенная ошибка привела к значительному снижению размера назначенной истцу пенсии.
В связи с чем, просит обязать Управление установить стажевый коэффициент Павлову М.Е. в размере 0, 55; произвести перерасчет пенсии с 02.09.2019 г.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03.03.2021 г. в удовлетворении исковых требований Павлова М.Е. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Павлов М.Е. полагает выводы суда, изложенные в решении, не соответствующим обстоятельствам по делу, установленным судом, решение суда полагает незаконным и не обоснованным. Указывает, что при расчете пенсии истца подлежит применению п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ. В связи с чем, стажевый коэффициент должен быть равен 0, 55 без применения пропорции неполного стажа. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - Герасимова М.И, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчик - Колязинова В.А, действующая на основании доверенности, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Истец Павлов М.Е. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Направил в судебное заседание своего представителя. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
С 01.01.2015 г. порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, устанавливает Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
До 01.01.2015 г. отношения в сфере пенсионного обеспечения регламентировались Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который применяется и в настоящее время, в частности, ст.30 указанного закона, нормы которой касаются исчисления расчетного пенсионного капитала до 01.01.2015 г.
В соответствии с ч.4 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п.1 ст.27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст.28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в ст.27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п.3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п.п. 7 - 14 ст.14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с п.п. 6 - 9 ст.15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 - 10 и 16 - 18 п.1 ст.27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 1 - 10 и 16 - 18 п.1 ст.27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с п.10 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002 г, определенная в п.1 ст.27 и ст.27.1 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, изложенным в подп.7 п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ст.30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду, что право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п.1 ст.27 и ст.27.1, при условии наличия по состоянию на 01.01.2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п.9 ст.30 Федерального закона N173-ФЗ).
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Павлов М.Е. является получателем страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты), досрочно, в связи с работой в районе Крайнего Севера в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона N 400-ФЗ с 02.09.2019 г, с учетом применения повышающего коэффициента за 24 мес, истекших после возникновения права выхода на пенсию.
Согласно справке ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Павлов М.Е. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей"; при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом учтены периоды с 25.04.1980 года по 15.05.1982 года, с 11.01.1984 года по 06.08.1995 года.
Страховой стаж работы в районах Крайнего Севера составил 23 года 11 мес. 6 дней, в том числе, стаж работы на работах с тяжелыми условиями труда докером механизатором - 3 мес. 5 дней.
Поскольку в силу ч.4 ст.13 Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ при установлении страховой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, в страховой стаж не включаются период службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, а в соответствии со ст.30 Закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ трудовой стаж для расчета пенсии учитывается на 01.01.2002 года, после указанной даты учитываются только страховые взносы, уплаченные работодателем в пенсионный фонд в пользу застрахованного лица, трудовой стаж Павлова М.Е. для расчета пенсии по состоянию на 01.01.2002 года составил 8 лет 1 день, стаж работы до 01.01.1991 года для расчета валоризации составил 1 год 7 мес. 8 дней.
Из представленного ответчиком расчета, по состоянию на 01.09.2020 г. размер пенсии Павлова М.Е. с учетом всех индексаций составил 8 043, 27руб, исходя из:
- стажевого коэффициента - 0, 55, - соотношения заработков - 1, 7, - средней заработной платы по стране на 01.01.2002 года - 1 671, - общеустановленной базовой части пенсии на 01.01.2002 года - 450, - общего трудового стажа, исчисленного в месяцах на 01.01.2002 года - 96, 033 (8 лет * 12 мес. + 1 день / 30 дней), - требуемого страхового стажа для мужчин при назначении пенсии в месяцах - 300 (25 лет * 12 мес.), - коэффициентов индексации по состоянию на 31.01.2019 года, - ежемесячного увеличения за счет страховых взносов на дату назначения пенсии - 1 822, 97 руб, - увеличения пенсии за счет ИПК на момент назначения пенсии - 1 684, 15 руб. (ИПК = 19, 304), - увеличения пенсии в связи с перерасчетом с учетом страховых взносов с 01.08.2020 года - 1, 594, - суммы валоризации - 299, 32 руб, - коэффициента повышения ИПК при досрочном назначении страховой пенсии по старости за более поздний выход на пенсию - 1, 1.
Установив приведенные выше обстоятельства, оценив по правилам ст.67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями закона, регулирующих спорные правоотношения, пришел к правильным выводам о том, что заявленные исковые требования об обязании ответчика установить стажевый коэффициент равным 0, 55 и произвести перерасчет пенсии, с применением положений п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку при разрешении спора судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений, правильно применен и истолкован материальный закон, их регулирующий.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения положений п.9 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ при расчете пенсии истца, судебная коллегия полагает основанным на неверном толковании норм действующего пенсионного законодательства, в связи с чем, отклоняет.
Согласно материалам настоящего гражданского дела, копиям из пенсионного дела, представленных ответчиком, Павлов М.Е. является получателем пенсии в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.20013 г. N 400-ФЗ, в связи с работой в районах Крайнего Севера.
При этом, лица, проработавшие в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, к которым подлежат применению положения п.9 ст.30 указанного Федерального закона, не поименованы.
Таким образом, поскольку пенсия истцу назначена не в связи с особыми условиями труда, а по иным основаниям, выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений ответчиком пенсионных прав истца, судебная коллегия признает основанными на действующем пенсионном законодательстве.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции нарушений пенсионных прав истца со стороны пенсионного органа не установлено, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права. Доводами апелляционной жалобы истца эти выводы не опровергнуты.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 03 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлова М. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.