Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Утенко Р.В.
Судей
Бакуменко Т.Н.
Вересовой Н.А.
при секретаре
Морозовой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2022 года апелляционную жалобу Гельмана М. Г. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N... по иску Гельмана М. Г. к ТСЖ "Оккервиль" о перерасчете коммунальных платежей, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Утенко Р.В, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, УСТАНОВИЛА:
Гельман М.Г. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ТСЖ "Оккервиль" о перерасчете коммунальных платежей, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
Истец указал на то, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Истцом установлены приборы учета горячего и холодного водоснабжения в январе 2020 года, однако счета за спорный период выставлены ответчиком без учета показаний приборов учета. В связи с чем, полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет
- за период с марта 2020 года по октябрь 2020 года за горячее водоснабжение в размере 11207 руб. 40 коп.
- за период с марта 2020 по январь 2021 года за холодное водоснабжение в размере 6 624 руб. 89 коп.
- за период с августа 2019 года по март 2021 года за водоотведение в размере 13184, 87 рублей руб. 87 коп.
- компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб.;
- расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 руб, - почтовые расходы в сумме 189 руб. 64 коп.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении исковых требований Гельмана М. Г. отказано.
В апелляционной жалобе Гельман М.Г. просит решение суда отменить, удовлетворив заявленные им требования в полном объеме.
В судебное заседание истец, представитель ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще. Судебная коллегия рассмотрела дело в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие указанных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от "дата" N 354.
В соответствии с п. п. 80, 81 указанных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы, за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с п. п. 81(4), 81(5) указанных Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней проверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным выше настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела, Гельман М.Г. совместно с Гельман Е.Н. является собственником "адрес", расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", литера Б.
Согласно справке формы 9 в квартире зарегистрированы Гельман М.Г, его супруга Гельман Е.Н, сын Гельман Г.М. и дочь Гельман С.М.
Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца осуществляет ТСЖ "Оккервиль", что сторонами не оспаривалось.
Судом установлено, что в соответствии с актом приемки узлов учета на холодную и горячую воду от "дата" сроки поверки установленных счетчиков закончились "дата" на счетчик ХВС и "дата" на счетчик ГВС.
Обращаясь в суд с настоящим иском, заявитель указывал, что "дата" посредством электронной почты, а затем "дата" Почтой России он направил в адрес ответчика заявление об опломбировке и вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета установленных в квартире истца.
Факт направления претензии и акта сдачи-приемки работ по замене индивидуальных приборов учета подтверждается представленной в материалы дела описи почтовых отправлений, однако данное почтовое отправление не было получено адресатом и было вручено представителю ответчика в ходе судебного заседания.
Как пояснил представитель ответчика, при первичном обращении о произведении перерасчета истцом не был представлен акт ввода приборов учета в эксплуатацию, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем не имелось оснований для производства перерасчета.
Истец, указывая, что является потребителем услуг, оказываемых ответчиком, который нарушил его права как потребителя, необоснованно отказав во вводе индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, обратился в суд с вышеназванным иском.
Разрешая заявленный спор, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств исполнения обязанностей, установленных п.80, п.80(1), п.81 Правил 354, путем подачи заявки или понуждения ТСЖ в судебном порядке ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета. Сама по себе замена индивидуальных приборов учета не означает автоматический ввод их в эксплуатацию.
Поскольку в удовлетворении исковых требований о проведении перерасчета отказано, то судом правомерно отказано и в удовлетворении производных исковых требований о взыскании компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, вместе с тем полагает также необходимым отметить следующее.
Истец как собственник жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер данной платы согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
При этом исполнитель обязан осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами (подп. "у(2)" п. 31 Правил N 354).
П. 81 Правил N 354 предусматривает заявительный порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию, при этом установлены определенные требования к подаваемой заявке.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
03.03.2020 Почтой России истец направил в адрес ответчика заявление об опломбировке и вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета установленных в квартире истца с приложением копии акта сдачи-приемки работ по замене индивидуальных приборов учета воды от ООО "Единый центр приборов учета".
Между тем к заявлению не была приложена заявка потребителя на ввод прибора учета в эксплуатацию, в нарушение Правил N... не приложены паспорта приборов учета.
Таким образом, судом установлено, что фактически до обращения с настоящим иском в суд, вопреки утверждениям апеллянта, Гельман М.Г. к ответчику с заявкой о принятии ИПУ в эксплуатацию, содержащей информацию, предусмотренную п. 81 Правил N 354, не обращался.
Указанные обстоятельства стороной истца не опровергнуты, доказательств подачи заявки в надлежащей форме до настоящего времени суду не представлено, ссылка в апелляционной жалобе на подачу заявки через электронную почту, не может считаться надлежащей, соответствующей п. 81 Правил N 354. Кроме того, заявки поданная через электронную почту и направленная заказным письмом фактически дублирует информацию, которая, как установлено выше, не является заявкой на опломбирование приборов учета как не соответствующая п.81 Правил N 354.
Таким образом, вопреки мнению апеллянта, судом сделан верный вывод о том, что у ответчика отсутствует обязанность по приему приборов учета в эксплуатацию и начислению платы за ХВС и ГВС по показаниями установленных приборов ИПУ.
В этой связи доводы апелляционной жалобы истца о незаконных действиях управляющей компании по отказу в принятии приборов учета, не могут быть приняты во внимание, поскольку не освобождают собственника от соблюдения вышеназванных требований действующего законодательства по установке и вводу прибора учета воды в эксплуатацию.
После оформления заявки на ввод установленных приборов учета в соответствии с п. 81 Правил N.., истец не лишен права обратиться к управляющей компании с заявлением о перерасчете коммунальной услуги.
Поскольку требования об обязании произвести перерасчет, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, и штрафа, основаны на утверждениях о виновных и противоправных действиях ответчика, тогда как в судебном заседании установлены обстоятельства, исключающие обязанность управляющей компании по их принятию в связи с отсутствием соответствующего заявления собственника, указанные требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено "дата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.