Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Поповой Е.И, судей
Карсаковой Н.Г, Носковой Н.В, при секретаре
Шибановой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2022 года административное дело N2а-2151/2021 по апелляционной жалобе Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 25 мая 2021 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Радиус" к Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, главному специалисту контрольно-ревизионного отдела Гущину Александру Владимировичу о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Поповой Е.И, выслушав доводы представителя административного ответчика, Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - Плотниковой Е.В. (по доверенности), возражения представителя административного истца, общества с ограниченной ответственностью "Радиус" - Тухватуллина М.Т. (по доверенности), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Радиус" обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, в котором просило признать незаконным и отменить предписание Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга N3/ПК от 15 марта 2021 года.
В обоснование требований ООО "Радиус" указало, что 15 марта 2021 года административным ответчиком было вынесено предписание N3/ПК от 15 марта 2021 года в отношении административного истца. Согласно предписанию Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга установлено нарушение, выраженное в отсутствии фактического трудоустройства инвалидов на все вакантные места в пределах квот, что надлежит устранить в срок до 17 мая 2021 года. По мнению Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, в действиях ООО "Радиус" содержится нарушение статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 года N280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге", выраженное в неполном заполнении установленной законом квоты рабочих мест и не принятии мер по заполнению рабочих мест. По мнению административного истца, нарушения со стороны ООО "Радиус" отсутствуют, поскольку им проведена работа по созданию и выделению рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, что установлено актом проверки. Между тем выполнение квоты и исполнения предписания является неисполнимым ввиду отсутствия на рынке труда необходимого количества-соискателей инвалидов.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 25 мая 2021 года, административное исковое заявление ООО "Радиус" удовлетворено, признано незаконным предписание главного специалиста контрольно-ревизионного отдела Гущина А.В. N3/ПК от 15 марта 2021 года и с Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга в пользу ООО "Радиус" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 25 мая 2021 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным при существенном нарушении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга указывает, что судом неверно применены положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 года N280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге", а также не учтено, что региональными законами иных субъектов Российской Федерации предусмотрено исполнение квоты путем приема инвалидов на работу. Также апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о неисполнимости оспариваемого предписания.
Представитель административного ответчика, Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - Плотникова Е.В, действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца, общества с ограниченной ответственностью "Радиус" - Тухватуллин М.Т, действующий по довереннсоти, в заседание суда апелляционной инстанции явился, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заинтересованное лицо, главный специалист контрольно-ревизионного отдела Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Гущин А.В, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заинтересованного истца.
Судебная коллегия, выслушав мнение явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения N39-р от 2 марта 2021 года установлено проведение плановой выездной проверки в отношении ООО "Радиус".
По результатам проверки составлен акт проверки от 15 марта 2021 года, согласно которому Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга при проверке установлено, что сведения, предоставляемые в отчетах по квотированию о выделении рабочих мест в счет установленной квоты, о частичном заполнении их работающими инвалидами подтверждены представленными документами (приказами о выделении рабочих мест, трудовыми книжками, копиями справок МСЭ и т.д.).
Также предписанием N3/ПК от 15 марта 2021 года установлено нарушение, которое подлежит устранению в срок до 17 мая 2021 года.
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга относит к нарушению отсутствие фактического трудоустройства инвалидов на все вакантные места в пределах установленной законом квоты 12 рабочих места, при заполнении 5 рабочих мест.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 года N280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" и пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что законом на работодателя не возложена дополнительная обязанность по обязательному поиску и подбору кадров на квотируемые рабочие места для инвалидов и их заполнение вне отсутствия соответствующих обращений инвалидов для трудоустройства и направления их соответствующей службой занятости.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются верными и обоснованными, в силу следующего.
Статья 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (часть вторая статьи 21 введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 421-ФЗ).
Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В силу положений статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 года N280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге", регулирующим отношения по установлению квоты для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов (далее - квота) в размере 2, 5 процента среднесписочной численности работников.
Согласно ст. 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 года N280-25 "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге" работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.
Из содержания предписания N3/ПК от 15 марта 2021 года и акта проверки от 15 марта 2021 года следует, что Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга при проверке установлено, что сведения, предоставляемые в отчетах по квотированию о выделении рабочих мест в счет установленной квоты, о частичном заполнении их работающими инвалидами подтверждены представленными документами (приказами о выделении рабочих мест, трудовыми книжками, копиями справок МСЭ и т.д.), при этом в качестве нарушения относит отсутствие фактического трудоустройства инвалидов на все вакантные места в пределах установленной законом квоты 12 рабочих места.
Таким образом, на организацию фактически возложена обязанность в определенный срок трудоустроить инвалидов на вакантные места в пределах квоты.
Из изложенного следует, что проверяющий орган вышел за рамки пределов плановой выездной проверки, определенных в Федеральном государственном стандарте государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, при этом не учел положения части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно который гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду, в связи с чем возложение на ООО "Радиус" обязанности в определенный срок трудоустроить инвалидов на вакантные места в пределах установленной законом квоты не может быть признано соответствующим законодательству.
В силу положений части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду, в связи, с чем возложение на организацию обязанности по трудоустройству инвалидов на вакантные места в пределах квоты не может быть признано соответствующим законодательству.
При этом не заполнение организацией рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине не обращения лиц такой категории по вопросу трудоустройства свидетельствует об отсутствии вины организации, не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.
Приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 года N181н утвержден Федеральный государственный стандарт государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, который устанавливает требования, обязательные при исполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения.
В силу пункта 14 названного Федерального государственного стандарта при проведение плановой выездной проверки компетентный органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации изучает сведения, содержащихся в документах, связанных с целями, задачами и предметом, и проверяет соблюдения организацией следующих положений:
соответствие количества созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов;
соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для приема на работу инвалидов;
полнота и достоверность представления организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов в установленные сроки;
полнота и достоверность представления организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в установленные сроки;
Таким образом, данным нормативным актом ограничен круг вопросов, подлежащих изучению компетентным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках выездной плановой проверки приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N391 утвержден Порядок проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости, предусматривающий, что работодатели, которым установлена квота, обязаны ежемесячно представлять по месту регистрации в государственную службу занятости населения Санкт-Петербурга (далее - органы службы занятости) информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема инвалидов на работу.
Работодатели представляют информацию с учетом численности работников и лиц, трудоустроенных в счет установленной квоты, работающих в филиалах, представительствах и обособленных структурных подразделениях в Санкт-Петербурге (п.2.3).
Органы службы занятости на основании сведений, поступивших от работодателей:
формируют банк вакансий рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты;
вносят в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях для трудоустройства инвалидов;
выдают инвалидам направления на работу к работодателям для трудоустройства на квотируемые рабочие места (в том числе специальные) в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов;
осуществляют учет направленных органами службы занятости и принятых на работу инвалидов;
осуществляют учет работодателей, не представляющих информацию в органы службы занятости, а также не выполняющих установленную квоту для трудоустройства инвалидов (п.2.4).
Таким образом, предоставление работодателем ежемесячных отчетов о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, является основанием для осуществлением органами службы занятости мероприятий, направленных доведение до населения информации о данных вакансиях и выдачи инвалидам направлений на работу к работодателям для трудоустройства на квотируемые рабочие места (в том числе специальные) в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов.
Работодатели представляют информацию с учетом численности работников и лиц, трудоустроенных в счет установленной квоты, работающих в филиалах, представительствах и обособленных структурных подразделениях в Санкт-Петербурге.
Таким образом, обязанность по поиску инвалидов для трудоустройства в счет установленных квот на предприятия не возложена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения нарушены нормы материального права и выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как усматривается из их содержания, не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы суда первой инстанции и ставящих под сомнение законность судебного решения, принятого по данному делу судом первой инстанции, фактически направлены на переоценку и иное толкование апеллянтом выводов суда об установленных по делу обстоятельствах и воспроизводят позицию и аргументы, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда, в котором приведены мотивы, в соответствии с которыми суд первой инстанции пришел к данным выводам.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции дана надлежащая оценка объяснениям сторон и собранным по делу доказательствам, при этом, право оценки представленных доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 25 мая 2021 года по административному делу N2а-2151/2021, оставить без изменений, апелляционную жалобу Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.