Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М, судей Гиниатуллиной Ф.И. и Сахиповой Г.А, при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Лузиной Надежды Михайловны на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 26 июля 2021 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Лузиной Надежды Михайловны к публичному акционерному обществу "Нижнекамскнефтехим", Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет города Нижнекамска" о признании права собственности в порядке наследования на привилегированные акции публичного акционерного общества "Нижнекамскнефтехим", принадлежавшие Ш.В.И, умершему "дата", отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лузина Н.М. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу "Нижнекамскнефтехим" (далее - ПАО "Нижнекамскнефтехим", общество) о признании права собственности на привилегированные акции в порядке наследования.
В обоснование своих требований Лузина Н.М. указала, что "дата" умер ее приемный отец Ш.В.И, после смерти которого открылось наследство в виде привилегированных акций ПАО "Нижнекамскнефтехим" в количестве 24 штук общей стоимостью 240 000 рублей. По изложенным основаниям, ссылаясь также на отказ нотариуса в выдаче свидетельства о праве на наследство и невозможность оформления права собственности на указанные акции во внесудебном порядке, истец Лузина Н.М. просила признать за ней право собственности на привилегированные акции ПАО "Нижнекамскнефтехим" номинальной стоимостью 10 000 рублей в количестве 24 штук на общую сумму 240 000 рублей, в порядке наследования после смерти Ш.В.И.
Определением суда от 13 июля 2021 года по делу в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет города Нижнекамска" (далее также - МКУ "Исполнительный комитет города Нижнекамска").
В судебном заседании суда первой инстанции Лузина Н.М. и ее представитель Экгардт В.Ю, допущенный к участию в деле по устному ходатайству истца, исковые требования поддержали.
Представители ответчиков ПАО "Нижнекамскнефтехим", МКУ "Исполнительный комитет города Нижнекамска", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе Лузина Н.М. приводит доводы, аналогичные изложенным в иске, указывает, что согласно вступившему в законную силу решению Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 4 ноября 2002 года она является приемной дочерью наследодателя Ш.В.И, что влечет за собой право наследования оставшегося после смерти последнего имущества.
Суд апелляционной инстанции определением от 6 декабря 2021 года перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в соответствии с положениями статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее также - МТУ Росимушества в Республике Татарстан и Ульяновской области).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, не явились
Представитель ПАО "Нижнекамскнефтехим" в письменных возражениях на апелляционную жалобу просил оставить решение суда первой инстанции без изменения в связи с необоснованностью изложенных в жалобе доводов.
В письменном отзыве МТУ Росимушества в Республике Татарстан и Ульяновской области просило в удовлетворении заявленных Лузиной Н.М. требований отказать в связи с недоказанностью последней принятия наследства после смерти Ш.В.И. в качестве наследника соответствующей очереди в установленный законом шестимесячный срок.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При наличии оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения (часть 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из соучастников.
В случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. После привлечения соответчика или соответчиков подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
Судом установлено и из материалов дела следует, что "дата" умер Ш.В.И. Наследственное дело после его смерти, согласно сведениям, отраженным на сайте Федеральной нотариальной палаты, в публичном реестре наследственных дел не зарегистрировано.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Лузина Н.М. в его обоснование указала, что является приемной дочерью Ш.В.И, о чем свидетельствует вступившее в законную силу решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 4 ноября 2002 года. Данное обстоятельство, по мнению истца, является основанием для признания за ней права собственности в порядке наследования на привилегированные акции ПАО "Нижнекамскнефтехим" в количестве 24 штук номинальной стоимостью по 10 000 рублей каждая. В подтверждение принадлежности Ш.В.И. указанных акций в материалы дела представлена копия свидетельства N 8-29838, выданного акционерным обществом "Нижнекамскнефтехим" на основании положения, утвержденного конференцией трудового коллектива от 13 августа 1993 года N 25 (лист дела 12).
ПАО "Нижнекамскнефтехим", возражая против предъявленных истцом Лузиной Н.М. требований, указало, что сведениями о количестве акций, принадлежащих Ш.В.И, и об операциях по лицевому счету наследодателя данная организация не располагает, в настоящее время реестродержателем акций ПАО "Нижнекамскнефтехим" является Казанский филиал общества с ограниченной ответственностью "Евроазиатский регистратор".
Как следует из справки из реестра владельцев именных ценных бумаг на дату 21 июня 2021 года, представленной по запросу суда обществом с ограниченной ответственностью "Евроазиатский регистратор", Ш.В.И. зарегистрирован в системе ведения реестра и имеет на своем счете на указанную дату привилегированные именные акции ПАО "Нижнекамскнефтехим" в количестве 6 000 штук номиналом в 1 рубль.
Согласно статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение;
земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Между тем при разрешении настоящего гражданско-правового спора суд первой инстанции, в нарушение приведенных выше законоположений, МТУ Росимушества в Республике Татарстан и Ульяновской области к участию в деле в качестве соответчика не привлек, хотя решение вопроса о правах на наследственное имущество в виде указанных выше акций затрагивает права и интересы указанного лица.
Выявленные судом апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права в силу положений пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая исковые требования по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, обеспечивая при этом надлежащее извещение о рассмотрении дела и участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции всех лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону.
Статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В пункте 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу пункта 3 статьи 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации, если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
Как установлено пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (статья 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 28, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", круг наследников по закону установлен статьями 1142 - 1145, 1147, 1148 и 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отношения, влекущие призвание к наследованию по закону, подтверждаются документами, выданными в установленном порядке.
Наследникам по закону седьмой очереди, призываемым к наследованию согласно пункту 3 статьи 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся пасынки и падчерицы наследодателя - неусыновленные наследодателем дети его супруга независимо от их возраста.
Названные в пункте 3 статьи 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации лица призываются к наследованию и в случае, если брак родителя пасынка, падчерицы с наследодателем, а равно брак отчима, мачехи с родителем наследодателя был прекращен до дня открытия наследства вследствие смерти или объявления умершим того супруга, который являлся соответственно родителем пасынка, падчерицы либо родителем наследодателя.
В соответствии с положениями статьи 1147 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании по закону усыновленный и его потомство с одной стороны и усыновитель и его родственники - с другой приравниваются к родственникам по происхождению (кровным родственникам).
Усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению не наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
В случае, когда в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновленный сохраняет по решению суда отношения с одним из родителей или другими родственниками по происхождению, усыновленный и его потомство наследуют по закону после смерти этих родственников, а последние наследуют по закону после смерти усыновленного и его потомства.
Наследование в соответствии с настоящим пунктом не исключает наследования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 39 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Решение суда об установлении усыновления ребенка, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации усыновления или удочерения.
Согласно пункту 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Так, документами, подтверждающими факт родственных отношений, для целей наследования, являются свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и иные документы, в зависимости от степени родства.
Однако истцом каких-либо доказательств, подтверждающих право наследования после смерти Ш.В.И. в качестве наследника одной из очередей, ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.
Содержащаяся в исковом заявлении и апелляционной жалобе истца ссылка на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 4 ноября 2002 года по делу по иску Нестеровой (в настоящее время Лузиной) Н.М. к коммунальному унитарному предприятию "Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством", Государственному учреждению "Дирекция единого заказчика" жилищно-коммунального хозяйства города Нижнекамска и Администрации города Нижнекамска об изменении договора найма жилого помещения и признании права на жилую площадь, содержащее сведения о том, что истец проживала с Ш.В.И. одной семьей и фактически являлась его приемной дочерью, основанием для отмены обжалуемого решения и удовлетворения предъявленного иска не является, поскольку предметом рассмотрения по вышеуказанному гражданскому делу являлся жилищный спор, а принятый по результатам его разрешения судебный акт не является документом, подтверждающим удочерение Лузиной Н.М. наследодателем Ш.В.И, что давало бы ей право наследования имущества последнего.
Кроме того, из упомянутого выше судебного постановления также следует, что в браке с матерью истца Ш.В.И. не состоял. Данное обстоятельство, при недоказанности истцом обратного, не позволяет отнести ее и к числу наследников седьмой очереди в соответствии с положениями статьи 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенной мотивации, а также принимая во внимание, что истцом Лузиной Н.М. пропущен установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, в то время как требования о признании ее принявшей наследство или о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства не заявлялись, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 26 июля 2021 года по данному отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Лузиной Надежды Михайловны к публичному акционерному обществу "Нижнекамскнефтехим", Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет города Нижнекамска", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании права собственности на привилегированные акции в порядке наследования отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.