Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 04 февраля 2022 г. по делу N 16-610/2022-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу главы муниципального образования "Ровдинское" Шенкурского района Архангельской области (далее - Администрация МО "Ровдинское") Некрасова Д.В. на вступившие в законную силу постановление и.о. главного государственного инспектора Виноградовского и Шенкурского районов Архангельской области по пожарному надзору от 21 мая 2021 года, решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 04 августа 2021 года и решение судьи Архангельского областного суда от 14 октября 2021 года, вынесенные в отношении Администрация МО "Ровдинское" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением и.о. главного государственного инспектора Виноградовского и Шенкурского районов Архангельской области по пожарному надзору от 21 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 04 августа 2021 года и решением судьи Архангельского областного суда от 14 октября 2021 года, Администрация МО "Ровдинское" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, глава муниципального образования "Ровдинское" Шенкурского района Архангельской области Некрасов Д.В. просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях Администрация МО "Ровдинское" состава административного правонарушения, неправильное применение норм материального права.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 50 Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-03 "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" в границы муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" входят территории муниципальных образований "Верхоледское", "Верхопаденьгское", "Никольское", "Ровдинское", "Сюмское", "Усть-Паденьгское", "Федорогорское", "Шеговарское", "Шенкурское".
Муниципальное образование "Ровдинское" является сельским поселением (Закон Архангельской области от 27.09.2006 N 215-12-03 "Об описании границ территорий муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" и вновь образованных в его составе муниципальных образований").
В силу пункта 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов и другие полномочия.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (статья 10 Закона о пожарной безопасности).
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (пункт 1 статьи 63 Технического регламента о пожарной безопасности).
Частью 1 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Как правильно указано судебными инстанциями, из системного толкования вышеуказанных норм материального права следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. Финансовое обеспечение реализации и решения вопросов местного значения является расходным обязательством соответствующего муниципального образования и им же обеспечивается. На местную администрацию возлагается обязанность по надлежащей реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Как следует из материалов дела, в период с 23.04.2021 по 26.04.2021 старшим инспектором ОНДиПР Виноградовского и Шенкурского районов ФИО6 на основании распоряжения начальника ОНДиПР Виноградовского и Шенкурского районов ФИО4 N от 01.04.2021 в п. Плесо проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении администрации муниципального образования "Ровдинское" Шенкурского района Архангельской области.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020г. N 1479, Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", допущенные Администрацией МО "Ровдинское":
объекты защиты, расположенные в п. Плесо не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения (отсутствуют исправные источники наружного противопожарного водоснабжения);
территория населенного пункта п. Плесо, прилегающая к лесу, не очищена от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от леса. Отсутствует противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0, 5 метра или иной противопожарный барьер;
не производится уборка мусора и сухой растительности территории общего пользования населенного пункта п. Плесо.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрация МО "Ровдинское" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Администрацией МО "Ровдинское" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования пожарной безопасности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что Администрация МО "Ровдинское" имела возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ей не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Администрация МО "Ровдинское" как орган местного самоуправления обязана на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечить первичные меры пожарной безопасности.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Администрация МО "Ровдинское" в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление и.о. главного государственного инспектора Виноградовского и Шенкурского районов Архангельской области по пожарному надзору от 21 мая 2021 года, решение судьи Виноградовского районного суда Архангельской области от 04 августа 2021 года и решение судьи Архангельского областного суда от 14 октября 2021 года, вынесенные в отношении Администрация МО "Ровдинское" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главы муниципального образования "Ровдинское" Шенкурского района Архангельской области Некрасова Д.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.