Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Мошегова Г. В. и Мошеговой И. А. - Комаровой Е. В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года по административному делу N 2а-1838/2021 по административному исковому заявлению Мошегова Г. В. и Мошеговой И. А. к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о признании отказа в перераспределении земельных участков, выраженного в письме от 01 декабря 2020 года N 03/1684 незаконным, обязании принять решение об утверждении схемы земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Мошегова Г.В. Комарову Е.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Мошегов Г.В. и Мошегова И.Л. обратились в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков, выраженного в письме от 01 декабря 2020 года N 03/1684, обязании принять решение об утверждении схемы земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указали, что административные истцы, как собственники земельного участка расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, обратились в администрацию МО ГО "Сыктывкар" за муниципальной услугой - заключение соглашения о перераспределении в частную собственность земельного участка, площадью 1789 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по "адрес", в предоставлении которой со ссылкой на подпункты 14, 17 пункта 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности МО ГО "Сыктывкар" и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 05 октября 2015 года N 10/3169 - отказано. Полагают, что отказ является незаконным и подлежащим отмене, поскольку буквальное и системное толкование норм права, установленных статьями 39.27, 39.29 Земельного кодекса РФ позволяет прийти к выводу о том, что утверждение схемы размещения земельного участка происходит при рассмотрении заявления о перераспределении земельных участков, заявленные в схеме.
Требование о предоставлении совместно с заявлением о перераспределении касаются только утвержденного проекта межевания территории, что следует из положений пункта 2 подпункта 4 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, требование о приобщении утвержденной схемы размещения земельных участков отсутствует. В отношении основания отказа в перераспределении земельного участка в связи с тем, что заявленный земельный участок относится к землям общего пользования, в пределах которых расположена "адрес", просили суд принять во внимание, что "адрес" не поставлена административным ответчиком на кадастровый учет, отсутствуют координаты закрепления; согласно топографической съемке кадастрового квартала следует, что ширина проезда составляет 3, 74 м, также имеется пешеходный тротуар и земельный участок, собственность на который не разграничена, участвующий в перераспределении, в указанный проезд и пешеходный тротуар не включается; вдоль существующего проезда установлены опоры ВЛЭП, располагающиеся за пределами земельного участка истцов и земельного участка, за счет которого планируется перераспределение.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Мошегова Г.В. и Мошеговой И. А.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 15 ноября 2021 года представитель Мошегова Г.В. и Мошеговой И. А. Комарова Е.В. просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указала, что Административный регламент нарушает положения пунктов 9.10 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ и является неприменимым в силу нарушения федерального законодательства. Полагает также, что имеется несоответствие выводов судов о наличии режима использования испрашиваемой части земельного участка, как территории общего пользования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 18 августа 2017 года между администрацией МО ГО "Сыктывкар" и Мошеговым Г.В. заключен договор N 6653 купли-продажи земельного участка, общей площадью 1143 кв.м, под кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости с 30 октября 2017 года земельный участок по адресу: "адрес", площадью 1735 кв.м, с кадастровым номером N, образованный путем объединения земельных участков, находится в общей совместной собственности Мошегова Г.В. и Мошеговой И.Л. с видом разрешенного использования индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками для индивидуальной жилой застройки.
Мошегов Г.В. в 2020 году обращался в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1789 кв.м, образованного путём перераспределения принадлежащего ему земельного участка на праве собственности с кадастровым номером N-, площадью 1735 кв.м, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: "адрес".
Администрацией МО ГО "Сыктывкар" письмом от 17 ноября 2020 года N 09-02/220680 отказано Мошегову Г.В. в предоставлении указанной муниципальной услуги на основании подпункта 4, подпункта 8 пункта 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 23 апреля 2015 года N 4/1320. В письме указано, что схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 1789 кв.м. разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно, часть испрашиваемого земельного участка расположена в составе земель общего пользования, на территории, в пределах которой расположена "адрес", а также отсутствует письменное согласие второго собственника данного земельного участка.
16 ноября 2020 года административные истцы обратились в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, площадью 1789 кв.м, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес" для индивидуального жилого строительства.
Письмом от 01 декабря 2020 года N 77/223179, на основании подпунктов 14, 17 пункта 2.10.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности МО ГО "Сыктывкар" и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 05 октября 2015 года N 10/3169 административным истцам отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Отказ администрации МО ГО "Сыктывкар" обоснован тем, что решение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, площадью 1789 кв.м, образованного путем перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером N, администрацией МО ГО "Сыктывкар" не принималось, следовательно, основания для заключения соглашения о перераспределении земельных участков по указанному адресу отсутствуют. В Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимости, площадью 1789 кв.м, отсутствуют.
Кроме того, в оспариваемом отказе в предоставлении муниципальной услуги отмечено, что ранее в рамках предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории МО ГО "Сыктывкар", Административный регламент которой утвержден постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 23 апреля 2015 года N 4/1320, администрация МО ГО "Сыктывкар" письмом от 17 ноября 2020 года N 09-02/220680 указала, что схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 1789 кв.м. разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, а именно, часть испрашиваемого земельного участка расположена в составе земель общего пользования, на территории, в пределах которой расположена "адрес".
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка принят уполномоченным должностным лицом административного органа, отвечает требованиям закона, не нарушает права административных истцов, порядок принятия оспариваемого решения не нарушен.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об отказе удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (часть 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2).
В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проекта планировки территории нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения, сооружения (пп. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом РФ (часть 13 Земельного кодекса РФ).
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственное и, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в пунктах 9 и 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2.10.2 Административного регламента от 05 октября 2015 года N 10/3169 в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в случае, если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Согласно подпункту 17 пункта 2.10.2 указанного Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в случае, если испрашиваемый земельный участок не прошел процедуру утверждения схемы, путем перераспределения земельных участков и в ЕГРН отсутствуют сведения о данном земельном участке.
Соглашение о перераспределении земель между уполномоченными органами собственниками земельного участка заключается на основании решения органов местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения, с целью осуществления платы за увеличение площади такого земельного участка.
Судами установлено, что при внесении в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности МО ГО "Сыктывкар" координат характерных точек выявлено, что часть запрашиваемого земельного участка расположена в составе земель общего пользования, в пределах которой находится "адрес".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25 апреля 2013 года в собственность МО ГО "Сыктывкар" передана "адрес" протяжённостью 838 метров. Указанная улица включена в перечень улиц местного значения МО ГО "Сыктывкар" с указанием протяженности 844 м. и площадью в границах красных линий 8 515, 80 кв.м.
Из утверждённого технического задания на выполнение работ по разработке проекта планировки территории для формирования границ "красных линий" на территории МО ГО "Сыктывкар" следует, что "адрес" включена в проект планировки территории для формирования границ "красных линий".
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об отказе в удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года по административному делу N 2а-1838/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мошегова Г. В. и Мошеговой И. А. - Комаровой Е. В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.