Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 марта 2021 года (N 2а-507/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 октября 2021 года (N 33а-5121/2021) по административному исковому заявлению Большакова П.А. к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Большаков П.А. обратился в суд с административным иском к УФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми о признании бездействия администрации ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 350 000 рублей. В обоснование административного иска указал, что Большаков П.А. отбывал наказание с 14 ноября 2019 года по 14 ноября 2020 в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми. В указанный период администрацией исправительного учреждения нарушены условия его содержания, что выразилось в следующем: одежда, матрац, подушка и одеяло выданы бывшие в употреблении, в плохом состоянии, грязные. В период трудоустройства из заработной платы вычитали деньги за вещевое довольствие. По прибытию в учреждение административный истец был помещен в карантин, где находился две недели. В карантинном помещении имелись сквозные дыры в стене на улицу, плесень, крысы, в помещении было очень холодно, в связи с чем был вынужден спать в верхней одежде. Далее проживал в отряде N 6, секции N 2, рассчитанной на 44 человека, однако, в секции фактически проживал 51 человек. В секции было тесно, в окнах щели, ночью дуло в голову. В отряде на 130-140 человек имелось всего 6 унитазов, что приводило к ругани осужденных, так как не успевали справить нужду до мероприятий согласно распорядку дня. В отрядах отсутствует горячая вода, а холодная вода отсутствует в ночное время, в связи с чем в ночные часы пользоваться туалетом невозможно из-за острого запаха.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 марта 2021 года исковые требования Большакова П.А. удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Большакова П.А. за нарушение условий содержания в исправительном учреждении взыскано 2 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований Большакову П.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 октября 2021 года решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 марта 2021 года изменено в части размера взысканной денежной компенсации.
С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Большакова П.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в размере 30 000 рублей.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 октября 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 2 ноября 2021 года, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов с принятием нового об отказе в удовлетворении иска, настаивания на отсутствии оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статьи 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования закреплены в статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил); санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК Российской Федерации).
Так, согласно части 1 статьи 99 УИК Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В соответствии с частью 2 указанной статьи осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Пунктами 2 и 4 Порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 3), утвержденного Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 (далее - Приказ N 216) сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенного по утвержденным нормам снабжения.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512).
Из приложения N 2 указанного приказа ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 следует, что спальные помещения оборудуются металлической кроватью из расчета 1 шт. на 1 осужденного, тумбочкой прикроватной из расчета 1 шт. на 2 осужденных, а так же табуретом по количеству осужденных.
В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований.
Материалами дела установлено, что Большаков П.А. отбывал наказание в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с 14 ноября 2019 года по 14 ноября 2020 года.
По прибытии в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми Большакову П.А. выданы предметы вещевого довольствия: матрац (б/у), наволочка новая, одеяло новое, подушка -б/у, простыни 2 шт. новые; новые куртка, брюки утепленные, белье зимнее нательное, майка, шапка зимняя, рукавицы, сапоги зимние, свитер, костюм х/б. О получении вышеперечисленных вещей Большаков П.А. расписался в арматурной карточке.
По прибытию был размещен в карантинное отделение, где находился в период с 14 ноября 2019 года по 1 декабря 2019 года.
Согласно техническим документам, представленным в материалы дела, карантинное отделение расположено на втором этаже двухэтажного здания. Общая площадь помещения составляет 273, 3 кв.м, площадь жилого помещения - 107, 2 кв.м.; комната для приема пищи карантинного отделения составляет - 25, 8 кв.м.
Дератизация карантинного отделения проводилась 11 ноября 2019 года силами подрядчика ООО "Чистый дом", отопление, водоснабжение и водоотведение исправительного учреждения обеспечивается силами энергоснабжающих организаций МУП "Ухтаводоканал", ПАО "Т Плюс".
При этом проведенной Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушений в карантинном отделении не выявлено, в том числе относительно температурного режима.
При рассмотрении дела суд первой инстанции на основании представленных административными ответчиками доказательств, опровергающих обстоятельства, на которые ссылается административный истец, установилотсутствие нарушений в период его содержания в карантинном отделении.
В заявленных требованиях административный истец указывал, что условия его содержания в исправительном учреждении не соответствовали установленным законом требованиям, что приводило к нарушению его прав.
Разрешая требования административного истца относительно ненадлежащих условий содержания в карантинном отделении исправительного учреждения, суд первой инстанции на основании представленных административными ответчиками доказательств, опровергающих обстоятельства, на которые ссылается административный истец, установилотсутствие нарушений в части: обеспечения вещевым довольствием, постельными принадлежностями и постельным бельем; санитарно-эпидемиологического состояния карантинного отделения (дератизация, температурный режим); обеспечения надлежащей нормой жилой площади помещения для приема пищи в карантинном отделении, и пришел к выводу, что условия содержания Большакова П.А. в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в период его содержания в карантинном отделении в части права на обеспечение санитарных, эпидемиологических, бытовых и технических условий, соответствовали установленным требованиям с учетом режима указанного учреждения, при этом условия содержания осужденного не являлись несовместимыми с уважением человеческого достоинства.
С учетом предоставленной в материалы дела совокупности доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, в отсутствие обращений административного истца к администрации исправительного учреждения и в надзорные органы с жалобами на ненадлежащие условия содержания в приведенной выше части, в отсутствие предписаний надзорных органов (Ухтинской прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях; ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России), вынесенных в адрес исправительного учреждения, судебная коллегия нашла обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что приведенные административным истцом в обоснование заявленных требований выше указанные обстоятельства, свидетельствующие о его нахождении в карантинном отделении ФКУ ИК-19 УФСИН по Республике Коми в оспариваемый выше период в условиях, не соответствующих установленным нормам, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора по существу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 1 декабря 2019 года по 14 ноября 2020 года осужденный Большаков П.А. содержался в отряде N 6 ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.
Отряд N 6 расположен на втором этаже здания "Блок общежития N 4", который состоит из трех спальных помещений: спальное помещение N 1 имеет площадь 86, 6 кв.м, N 2 - 86, 5 кв.м, N 3- 87, 6 кв.м. и рассчитаны на 43 осужденных каждое.
В период отбывания наказания административного истца в отряде N 6 одновременно с ним в среднем находилось от 127 до 129 осужденных.
В отряде N 6 установлено искусственное освещение: туалет - светильник ЛПО Standart 218-21 (4 шт. мощность 18 Вт*2 1350Lm - каждый светильник); коридор - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36 W 6500K 3200Лм (2 шт. мощность 36Вт каждая); помещение для приема пищи - коридор - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36 W 6500K 3200Лм (2 шт. мощность 36Вт каждая); комната отдыха (воспитательной работы с осужденными) - коридор - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36 W 6500K 3200Лм (3 шт. мощность 36Вт каждая); спальные помещения - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36 W 6500K 3200Лм (12 шт. мощность 36Вт каждая).
Секция N 3 отряда N 6 оборудована двухярусными металлическими кроватями в количестве 21 шт, тумбочками из расчета 1 на двоих осужденных и табуретами из расчета 1 табурет на 1 осужденного.
Отопление, водоснабжение и водоотведение исправительного учреждения обеспечивается силами энергоснабжающих организаций МУП "Ухтаводоканал", ПАО "Т Плюс" на основании заключенных договоров.
В каждом отряде на должность назначается дневальный, в обязанности которого входят в целях поддержания надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отряда, согласно утвержденного графика производить дезинфекцию жилых помещений; не менее 2-х раз в день производить уборку помещений общежития, мыть полы, проветривать помещение, убирать прилегающую к входу в общежитие территорию (пункты 18, 19 должностной инструкции).
Санитарно-профилактические мероприятия в отрядах для осужденных проводятся ежедневно. Раствор, выданный сотрудниками медицинских частей в виде хлорной извести, который используется для ежедневных уборок отрядов.
Согласно материалам дела ремонт помещений отряда N 6 производился в мае 2020 года, ремонт крыши отряда N 6 производился в 2018 году. Крыша находится в удовлетворительном состоянии. Наличие грибка и плесени в помещениях отряда ничем не подтверждается.
В отряде N 6 установлено сантехническое оборудование: 6 унитазов с кабинками, 10 раковин.
В силу пункта 21 Правил внутреннего распорядка в исправительной колонии не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья, согласно утвержденного начальником учреждения графика работы бани и санитарной обработки в дезинфекционной камере.
Санитарное состояние банно-прачечного комплекса (далее - БПК) в удовлетворительном состоянии. Ремонт помещений производится по необходимости. Стены, пол, электрика, сантехника, находятся в удовлетворительном состоянии. За уборку и санитарное состояние БПК ответственность несут осужденные, назначенные на должность подсобных рабочих.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что в период отбытия Большаковым П.А. наказания в отряде N 6 ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, исправительным учреждением были надлежащим образом исполнены обязанности по созданию бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии в блоке общежития N 4 отряда N 6 (дератизация, текущий ремонт камер, искусственное освещение, вентиляция, температурный режим), ввиду чего пришел к выводу, что условия содержания Большакова П.А. в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в отряде N 6 в период с 1 декабря 2019 года по 24 ноября 2020 года в части права на обеспечение санитарных, эпидемиологических условий соответствовали установленным требованиям с учетом режима указанного учреждения, при этом условия содержания осужденного не являлись несовместимыми с уважением человеческого достоинства.
В то же время, рассматривая доводы Большакова П.А. в части несоблюдения нормы санитарной площади на одного человека и недостаточности санитарных установок в отряде, и устанавливая факт данных нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу, что данные нарушения не свидетельствуют о существенном нарушении прав административного истца, либо о бесчеловечном или унижающем достоинство обращении с осужденными.
Кроме того, суд пришел к выводу о необоснованности требований административного истца в части взыскания компенсации за нарушения условий содержания в связи с отсутствием в отряде горячей воды в отряде, с чем не согласился суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Положениями части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлена минимальная норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, которая не может быть менее двух квадратных метров.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года N 174-О, отказывая в принятии к рассмотрению жалобы Анчугова С.Б. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, указал, что это законоположение, содержащее дифференциацию норм жилой площади с учетом пола, возраста, состояния здоровья и условий отбывания наказания конкретным осужденным, с одной стороны, является юридической гарантией недопущения предоставления площади в камере ниже минимального размера, установленного законом, а с другой - не препятствует реализации рекомендаций международных организаций (в частности, Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания) по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными при наличии необходимых экономических и социальных условий.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" подчеркнул, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать установленным законом требованиям, существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий; обратив внимание судов на необходимость учитывать, что о наличии нарушений условий содержания могут свидетельствовать не только переполненность камер (помещений), но и невозможность свободного перемещения между предметами мебели, разъяснил, что при разрешении административных дел суды могут учитывать обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение названной категории лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Согласно Рекомендации Комитета министров Совета Европы "Европейские пенитенциарные правила", принятой 11 января 2006 года на 952 заседании представителей министров, размещение заключенных, и в частности, предоставление мест для сна, должно производиться с уважением человеческого достоинства и, по мере возможности, с обеспечением возможности уединения, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями с учетом климатических условий, и в частности, площади, кубатуры помещения, освещения, отопления и вентиляции (пункт 18.1).
Материалами дела подтверждается, что в период содержания Большакова П.А. в отряде N 6 допущены нарушения нормы жилой площади, на одного осужденного приходилось 1, 87 кв.м.
При этом бесспорных доказательств того, что администрацией исправительного учреждения созданы для административного истца иные условия для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности, в материалы не представлено.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Факт отсутствия в общежитиях отрядов горячего водоснабжения для использования осужденными не оспаривается административным ответчиком.
Отсутствие в общежитиях отрядов горячей воды по причине отсутствия технической возможности обеспечить централизованное горячее водоснабжение, не исключает возможность обеспечения административного истца горячей водой иным альтернативным способом. В то же время, вопреки доводам жалобы ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, возможность кипячения воды чайниками или кипятильниками не может рассматриваться в качестве полноценной альтернативы обеспечения осужденных горячей водой для целей соблюдения ими требований санитарии и гигиены с учетом установленного администрацией учреждения распорядка дня (времени, отведенного для помывки).
Согласно нормам приказа Минюста РФ от 2 июня 2003 года N 130дсп "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02) Минюста России" нормы наличия унитазов и раковин - 1 унитаз и 1 раковина на 15 осужденных.
В связи с этим в отряде N 6 должно было быть установлено 8 унитазов, при наличии 6 унитазов, что не оспаривалось административным ответчиком в отзыве на исковое заявление и объяснениях данных суду.
Доказательств исполнения данного решения суда административным ответчиком не представлено.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение, в том числе санитарно-гигиенических норм и требований.
Вместе с тем, доступ к надлежащим образом оборудованной и гигиеничной сантехнике, обладает первостепенным значением в поддержании чувства собственного достоинства заключенных. Гигиена и чистота не только являются неотъемлемой частью уважения лиц к своему телу и к соседям, с которыми они находятся в одном помещении в течение долгого срока, но также являются необходимым условием сохранения здоровья. По-настоящему гуманная среда невозможна без доступа к санитарному оборудованию или возможности сохранения тела в чистоте (пункт 93 постановления ЕСПЧ от 6 марта 2014 года по делу Горбуля против Российской Федерации).
Поскольку обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением, санитарно-бытовыми объектами (унитазами), холодным водоснабжением даже в ночное время (в период отбоя осужденных), равно как соблюдение норм жилой площади, являлось и является обязательным, постольку неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав осужденного на содержание в условиях надлежащего обеспечения его жизнедеятельности. В соответствии с судебной практикой Европейского Суда по правам человека данные нарушения относятся к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.
Судебная коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что административными ответчиками не представлено допустимых и достоверных доказательств создания вышеуказанных условий содержания осужденного (доступ к горячей воде, обеспечения санитарно-бытовыми объектами (унитазами) в отряде N 6, наличие холодного водоснабжения в ночное время, соблюдение норм жилой площади, ) в соответствии с требованиями закона, в то время как обязанность доказать отсутствие нарушений установленных правил и норм в силу положений пункта 3 частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена на административных ответчиков.
В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Учитывая, что нарушения условий содержания административного истца в исправительном учреждении частично нашли свое подтверждение, принимая во внимание продолжительность данных нарушений, обстоятельства, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевал нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администрации исправительного учреждения, физические страдания, учитывая, что часть установленных судом нарушений не относится к существенным нарушениям, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости изменения решения суда в части и принятия по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований о признании незаконным условий содержания административного истца в исправительном учреждении и взыскании в его пользу с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсации в размере 30 000 рублей.
Оснований полагать размер указанной компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России опровергаются установленными по административному делу обстоятельствами, получили надлежащую судебную оценку и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в неизмененной части решения суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 марта 2021 года в неизмененной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 октября 2021 года части и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам от 11 октября 2021 года без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 11 октября 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.