Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аванесова А. Д. на решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 07 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 21 сентября 2021 года по административному делу 2а-2150/2021 по административному иску Аванесова А. Д. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав объяснения представителя административного истца Аванесова А.Д. - Передрука А.Д, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Аванесов А.Д. обратился с административным иском в суд к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным решение от 15 февраля 2021 года о временном ограничении права на выезд за пределы Российской Федерации и отказе ему в оформлении (выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В обоснование административного искового заявления указал, что он является гражданином проходящим альтернативную гражданскую службу в отделении почтовой связи 197101 АО "Почта России" в должности оператора связи 1 класса. На его заявление о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации 16 февраля 2021 года направлено уведомление об отказе в оформлении (выдаче) паспорта из содержания которого следует, что право на выезд за пределы Российской Федерации ограничено до окончания альтернативной гражданской службы. Полагает данный отказ незаконным, нарушающим его права на свободу передвижения.
Решением Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 07 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 21 сентября 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Аванесову А.Д. отказано.
На судебные акты Аванесовым А.Д. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии нового решения по делу. Настаивая на доводах, указанных в административном исковом заявлении, апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, указал, что ограничение права на выезд из Российской Федерации до окончания альтернативной гражданской службы и отказе на оформление загранпаспорта нарушает его право на свободу передвижения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Аванесов А.Д. является гражданином Российской Федерации, проходящим альтернативную гражданскую службу в отделении почтовой связи 197101 АО "Почта России", в должности оператора 1 класса.
Решением призывной комиссии от 13 ноября 2020 года Аванесов А.Д. направлен к месту прохождения альтернативной службы по трудовому договору от 18 ноября 2020 года N4774/20.
Посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" Аванесов А.Д. обратился в отдел по вопросам миграции УМВД России по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (загранпаспорта).
16 февраля 2021 года Аванесову А.Д. направлено уведомление об отказе в оформлении (выдаче) паспорта по причине наличия решения призывной комиссии (протокол N8 от 13 ноября 2020 года) о прохождении альтернативной гражданской службы, в связи с чем его право на выезд временно ограничено до окончания альтернативной службы.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что имелись законные основания для отказа в выдаче гражданину Российской Федерации паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в связи с наличием ограничений при прохождении альтернативной гражданской службы, такие ограничения носят временный характер.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года N113-Ф3 (ред. от 27 июня 2018 года) "Об альтернативной гражданской службе" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 256 (ред. от 10 июля 2020 года) "Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.
Прохождение в Российской Федерации альтернативной гражданской службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе", другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации в области альтернативной гражданской службы.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
а) в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
б) в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день убытия его к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.
Сроки альтернативной гражданской службы установлены для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 года, - 21 месяц.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 114-ФЗ паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении.
Согласно требованиям статьи 9 Федерального закона N114-ФЗ для оформления паспорта гражданин Российской Федерации в письменном заявлении о выдаче паспорта установленного образца должен указать свои фамилию, имя, отчество (в том числе ранее имевшиеся), пол, дату и место рождения, место жительства, место работы (службы, учебы) в течение последних десяти лет и представить основной документ, удостоверяющий его личность. В случае оформления паспорта на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации к указанному заявлению прилагает личные фотографии и вправе представить документ об уплате государственной пошлины по собственной инициативе. В случае оформления паспорта за пределами территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации к указанному заявлению прилагает личные фотографии и документы об уплате консульского сбора за оформление паспорта.
При подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг документы об уплате государственной пошлины за оформление паспорта могут быть направлены гражданином Российской Федерации в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В заявлении о выдаче паспорта гражданин Российской Федерации указывает на отсутствие обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, которые могли бы препятствовать его выезду из Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 11 статьи 10 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, паспорт не оформляется и (или) не выдается, одновременно заявителю выдается соответствующее уведомление с изложением причины отказа в оформлении (выдаче) паспорта.
Порядок предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации, предусмотрен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утверждённым Приказ МВД России от 27 ноября 2017 года N 889.
В статье 15 Федерального закона N114-ФЗ указаны основания, по которым право гражданина может быть временно ограничено.
Так, в пункте 2 статьи 15 Федерального закона N114-ФЗ призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу (до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы) являются основанием для временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации с целью обеспечения исполнения гражданином конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Согласно статье 16 Федерального закона N114-ФЗ во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, орган внутренних дел выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
Судами не установлены жизненно необходимые обстоятельства, события, которые имели место на день обращения административного истца за государственной услугой или которые могли возникнуть в ближайшее время в жизни истца, и которые позволяли бы суду рассмотреть наличие такого временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, и признать их как необоснованно возложенное ограничение, несоразмерное, нарушающее конституционные права и свободы.
Довод кассационной жалобы о том, что находясь на альтернативной гражданской службе, работая по трудовому договору, Аванесову А.Д. положен отпуск, в который он вправе реализовать возможность выезда за пределы Российской Федерации при наличии загранпаспорта, в данном случае, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции обоснованно указавшей, что довод основан на неверном толковании положений Федерального закона N113-Ф3 "Об альтернативной гражданской службе" и Федерального закона N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", т.к. такие ограничения имеют временный характер, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации имеют своей целью обеспечение исполнения гражданином конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Кроме того, учтено, что хотя Аванесов А.Д. и проходит альтернативную гражданскую службу, но это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы исковые требования, апелляционная жалоба, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено. Суды правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 07 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 21 сентября 2021 года по административному делу 2а-2150/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Аванесова А. Д. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 07 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 21 сентября 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 января 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.