Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-234/2021 по кассационной жалобе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 июля 2021 года (N 33а-3880/2021) по административному исковому заявлению Доросевича Е.Б. к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, Управлению по конвоированию Республики Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащими условиями содержания в исправительном учреждении и при транспортировке, присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Доросевич Е.Б. обратился в суд с административным иском к ФСИН России о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, а также при этапировании в сумме 2000000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что в период содержания в исправительных учреждениях ФКУ РЖ-1 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ РЖ-22 УФСИН России по Республике Коми грубо нарушались его права, не обеспечивались надлежащие условия его содержания. Административным истцом указано, что в ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми он находился в отряде N 8, в жилой секции N 2 в период с 27 февраля 2014 года по 3 августа 2015 года. В жилой секции постоянно находилось 30 осужденных, в связи с чем нормы санитарной площади на одного осужденного не соответствовали установленным нормативам. В туалетной комнате было установлено 5 унитазов, перегородки между ними отсутствовали, в туалеты по утрам возникала очередь, а Доросевич Е.Б. был лишен возможности уединиться в туалетной комнате и справлял естественные нужды на обозрении других осужденных. Доросевичем Е.Б. указано, что в помещении отряда не было достаточного естественного света, при этом искусственное освещение в отряде периодически отключали на 2-3 часа в день, осужденные находились в помещении отряда в темноте. Административным истцом в обоснование заявленных требований указывалось на некачественное питание в ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми. Кроме того, Доросевич Е.Б. указал, что в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми содержится с 5 августа 2015 года по настоящее время. Сначала был определен в отряд N 3, с 2017 года - в отряд N 4. По прибытию в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми не был обеспечен вторым комплектом нательного белья. Нормы санитарной площади на одного осужденного в жилой секции в отряде N 3 составляют менее 1, 5 кв.м, поскольку в отряде постоянно находятся 40-50 человек.
Искусственная вентиляции в отряде N 3 находилась в нерабочем состоянии, естественная вентиляция отсутствовала, освещенность помещения была недостаточной. Сантехнических узлов в отряде установлено недостаточно, при этом туалеты не оборудованы дверьми. С 2016 года в отряде установлены новые унитазы и раковины, но их количества недостаточно. Кроме того, туалеты не оборудованы дверками для возможности приватного отправления естественных нужд. Площадь кухонного помещения в отряде не соответствовала числу лиц, содержавшихся в отряде, являлась очень маленькой. Питание в исправительном учреждении было однообразным. До 2017 года помывка для осужденных была организована 1 раз в неделю, затем 2 раза в неделю, но с учетом большого количества отбывающих наказание время помывки в бане составляет не более 7 минут.
В августе 2018 года административный истец Доросевич Е.Б. этапировался из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в ФКУЛПБ- 18 УФСИН России по Республике Коми и обратно в ненадлежащих условиях, в частности, по мнению административного истца, в спецавтомобиле имелась большая скученность осужденных, доставляемых в больницу и обратно, с большим количеством вещей у каждого осужденного. В спецвагонах, в которых производилась доставка осужденных, отсутствовали окна, кипяток выдавали по одной кружке на осужденного.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 марта 2021 года прекращено производство по административному делу в части административного иска Доросевича Е.Б. к ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в период с 27 февраля 2014 года по 3 августа 2015 года, и присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 марта 2021 года в удовлетворении вышеуказанного административного иска Доросевича Е.Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 июля 2021 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 марта 2021 года отменено в части оставления без удовлетворения административного искового заявления Доросевича Е.Б. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении за отсутствие горячего водоснабжения, нарушения условий приватности, недостаточного количества унитазов.
В указанной части принято новое решение, которым признаны незаконными и нарушающими права осужденного Доросевича Е.Б. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в необеспечении Доросевича Е.Б. горячим водоснабжением, нарушении условий приватности, недостаточном количестве унитазов.
С Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетом ФСИН России в пользу Доросевича Е.Б. взыскана компенсация за ненадлежащие условии содержания в исправительном учреждении в размере 60000 рублей.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 июля 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 8 ноября 2021 года, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебного акта, настаивания на отсутствии оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статьи 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования закреплены в статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил); санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК Российской Федерации).
Так, согласно части 1 статьи 99 УИК Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В соответствии с частью 2 указанной статьи осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Пунктами 2 и 4 Порядка обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение N 3), утвержденного Приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 (далее - Приказ N 216) сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенного по утвержденным нормам снабжения.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512).
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Согласно части 3 статьи 101 УИК Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований.
Материалами дела установлено, что за период с 5 августа 2015 года по 10 августа 2020 года административный истец содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в отряде N 3 (впоследствии в связи с изменением нумерации отряду присвоен N 4) общежития N 4, расположенного на 2 этаже; в периоды с 3 августа 2018 года по 31 августа 2018 года и с 25 марта 2019 года по 19 апреля 2019 года убывал в ФКУЛПБ-18 УФСИН России по Республике Коми (г. Ухта); с 11 августа 2020 года по 1 февраля 2021 года административный истец содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в отряде N 1 общежития N 5.
В заявленных требованиях административный истец указывал, что условия его содержания в исправительном учреждении не соответствовали установленным законом требованиям, что приводило к нарушению его прав.
Судами установлено, что согласно техническому паспорту здания, экспликации к нему площадь 2 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые 270, 5 кв.м, вспомогательные 44, 2 кв.м, всего 330, 9 кв.м, санитарный узел - 16, 2 кв.м, всего 330, 9 кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде N 3 (вследствие изменения нумерации далее отряд N4) в период с 5 августа 2015 года по 31 декабря 2015 года содержалось от 80 до 95 осужденных. При делении общей площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде на одного осужденного приходилось от 3, 48 кв.м. до 4, 13 кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде N 3 в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, содержалось от 76 до 103 осужденных. При делении общей площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде на одного осужденного приходилось от 3, 21 кв.м. до 4, 35 кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных в отряде N 3 в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, содержалось от 85 до 133 осужденных. При делении общей площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде на одного осужденного приходилось от 2, 48 кв.м. до 3, 89 кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных в отряде N 3 в период с 1 января 2018 года по 30 мая 2018 года содержалось от 124 до 134 осужденных. При делении общей площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде на одного осужденного приходилось от 2, 46 кв.м. до 2, 66 кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных в отряде N 4 в период с 1 июня 2018 года по 3 августа 2018 года содержалось от 124 до 134 осужденных. При делении общей площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде на одного осужденного приходилось от 2, 46 кв.м. до 2, 66 кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных в отряде N 4 в период с 6 сентября 2018 года по 25 марта 2019 года содержалось от 93 до 127 осужденных. При делении общей площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде на одного осужденного приходилось от 2, 60 кв.м. до 3, 55 кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде N 4 в период с 19 апреля 2019 года по 11 августа 2020 года содержалось от 82 до 104 осужденных. При делении общей площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде выходит, что на одного осужденного приходилось от 3, 18 кв.м. до 4, 03 кв.м.
Спальные помещения располагаются в помещениях NN 4, 5, 7, общая площадь составляла 218, 9 кв.м, из них: N 4 - 50, 9 кв.м, N 5 - 84, 6 кв.м, N 7 -83, 05 кв.м.
Общая площадь здания общежитие N 5 (двухэтажное здание в кирпичном исполнении 1972 года постройки) составляет 854, 3 кв.м, в том числе жилая площадь составляет 574 кв.м.
Согласно техническому паспорту здания, экспликации к нему площадь 1 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые 270, 8 кв.м, вспомогательные - 101, 5 кв.м, всего 372, 3 кв.м, без учета площади пристройки под кухню первого этажа, площадью 22 кв.м, а всего 394, 3 кв.м.
Согласно журналу учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных в отряде N 1 в период с 11 августа 2020 года по 1 февраля 2021 года содержалось от 64 до 81 осужденных. При делении общей площади со вспомогательными помещениями на количество содержащихся в отряде выходит, что на одно осужденного приходилось от 4, 86 кв.м. до 6, 16 кв.м.
На первом этаже общежития N 5 спальные помещения располагаются в помещениях NN 2, 11, 12 (с присоединением помещений N 13, 14), общая площадь составляла 203, 9 кв.м, из них N 2 - 35, 8 кв.м, N 11- 84, 6 кв.м, N 12 - 83, 05 кв.м.
Металлические кровати в отрядах расположены вдоль стены и установлены в один или два яруса с соблюдением строго равнения. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Кровати устанавливаются таким образом, чтобы между рядами было свободное место для тумбочки, каждый осужденный обеспечен табуретом на одного человека и тумбочкой на двух человек.
Все жилые секции в общежитиях оборудованы окнами с форточками, что позволяет при необходимости проветривать помещения и вентиляционными шахтами в перекрытиях во избежание появления переувлажненности. В спальных помещениях отрядов следы плесени и затхлый запах отсутствует.
За время отбывания наказания - каких-либо претензий (жалоб, заявлений, обращений) в адрес администрации учреждения на коммунально-бытовое обеспечение от Доросевича Е.Б. не поступало.
Комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи располагаются в помещениях 1 и 2, площадь 22, 4 кв.м, оборудована 5 чайниками, 2 двухкомфорочной и 1 однокомфорочной плитками, 3 холодильниками, микроволновой печкой, имеются 2 стола, табуреты на 12 мест, вдоль стен располагаются подвесные шкафчики для хранения продуктов питания, под шкафчиками стоят столы с рабочими поверхностями с закрытыми полками, в которых также хранятся продукты питания.
Для приема пищи имеется столовая, расположенная в жилой зоне ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, которая состоит из обеденного зала, раздевалки, мясного цеха, рыбного цеха, овощного цеха, горячего цеха, хлеборезки, крупяного склада, санитарного узла, кабинета заведующего столовой. Площадь обеденного зала столовой составляет 400 кв.м, который оборудован 24 обеденными столами, каждый стол оснащен двумя скамейками на 10 посадочных мест каждая, посуда в столовой пластиковая, пища выдается на раздаче в пластиковых подносах согласно норме питания. Общее количество посадочных мест - 240. Прием осужденными осуществляется в столовой колонии, согласно распорядку дня поотрядно.
Питание осужденных в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми организовано согласно с нормами питания. Прием пищи производится по распорядку дня, утвержденному начальником учреждения. Пища готовится отдельно три раза в сутки по утвержденным раскладкам, закладка продуктов в котел производится в присутствии оперативного дежурного и ответственного по колонии, качество приготовления пищи удовлетворительное, разнообразие блюд поддерживается. Ежедневно медицинский работник и оперативный дежурный учреждения снимают пробу пищи с соответствующей записью в журнале "Контроля за качеством пищи".
Помещение банно-прачечного комбината расположено в жилой зоне учреждения и состоит из следующих помещений: раздевалка, площадью 54, 7 кв.м, оборудована 23 деревянными лавками с высокими изголовьями, на которых на достаточной высоте располагаются крючки для одежды; моечное отделение площадью 128, 1 кв.м. оснащено 9 (девятью) лейками - смесителями, 4 кранами и 10 тазами, вдоль стен стоят бетонные скамьи для помывки; парикмахерская; прачечная площадью 47, 7 кв.м. оборудована 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции (замачивания); сушилкой, площадью 24, 7 кв.м.; санитарным узлом, помещение для ремонта вещевого имущества.
Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных в помещении банно-прачечного комбината, с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что условия содержания Доросевича Е.Б. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 5 августа 2015 года по 1 февраля 2021 года соответствовали требованиям действующего законодательства, не нарушали права административного истца.
Кроме того, суд пришел к выводу об отклонении доводов административного искового заявления о нарушении действиями административных ответчиков прав административного истца в период перевозки Доросевича Е.Б. конвоем в специальном транспорте, поскольку жалоб на состояние здоровья, а также претензий на условия конвоирования в течение всего пути следования и по прибытии в учреждения Доросевич Е.Б. не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не обращался.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, согласилась с выводами суда первой инстанции о несостоятельности доводов Доросевича Е.Б. о нарушении ответчиком условий его содержания в части отсутствия вентиляции, антисанитарного состояния моечного отделения банно-прачечного комбината, недостаточного количества душевых, недостаточного времени на помывку, плохого качества пищи, а также о нарушении действиями административных ответчиков прав административного истца в период перевозки Доросевича Е.Б. конвоем в специальном транспорте.
В то же время, рассматривая доводы Доросевича Е.Б. в части недостаточности санитарных установок в отряде, отсутствия приватности в помещениях санитарных узлов, и устанавливая факт данных нарушений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что данные нарушения свидетельствуют о существенном нарушении прав административного истца.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности требований административного истца в части взыскания компенсации за нарушения условий содержания в связи с отсутствием в отряде горячей воды по следующим основаниям.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
Согласно нормам приказа Минюста РФ от 2 июня 2003 года N 130дсп "Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02) Минюста России" нормы наличия унитазов и раковин - 1 унитаз и 1 раковина на 15 осужденных.
Из материалов дела следует, что санитарный узел общежития N 4 имеет площадь 16, 2 кв.м. Оборудован унитазами в количестве 10 штук, ножная раковина в количестве 1 штука, 11 раковин для мытья рук.
Представителем административного ответчика Рижко О.В. суду апелляционной инстанции представлено представление N 17-02-2017 об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, внесенное указанным надзорным органом по результатам проверки 26 сентября 2017 года, а также ответ названного исправительного учреждения на данную меру прокурорского реагирования.
Из представления прокурора от 26 сентября 2017 года N 1702-2017 следует, что в период отбывания Доросевича Е.Б. наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в нарушение требований части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации помещения санузлов во всех отрядах не были оборудованы унитазами в соответствии с нормами, установленными Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512, то есть из расчета 1 унитаз на 15 осужденных; сливные бачки унитазов находились в ненадлежащем состоянии (расколоты); в нарушение требований статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Инструкции СП-17-02 санитарные узлы отрядов не были оборудованы санитарными экранами и дверьми, обеспечивающими требования приватности при их использовании.
Наличие данных фактов подтверждается ответом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 30 октября 2017 года на это представление прокурора.
Из материалов дела и объяснений представителя административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми Рижко О.В. также следует, что в период отбывания Доросевич Е.Б. наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 5 августа 2015 года в нарушение приказа Министерства юстиций Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, в помещениях отрядов отсутствовало горячее водоснабжение, которое было подведено в общежития в течение 2019 года.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административными ответчиками не представлено допустимых и достоверных доказательств создания вышеуказанных условий содержания осужденного (доступ к горячей воде, обеспечения санитарно-бытовыми объектами (унитазами), отсутствии приватности в туалете) в соответствии с требованиями закона, в то время как обязанность доказать отсутствие нарушений установленных правил и норм в силу положений пункта 3 частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена на административных ответчиков.
В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Учитывая, что нарушения условий содержания административного истца в исправительном учреждении частично нашли свое подтверждение, принимая во внимание продолжительность данных нарушений, обстоятельства, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевал нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администрации исправительного учреждения, физические страдания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости принятия по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований о признании незаконными условий содержания административного истца в исправительном учреждении и взыскании в его пользу с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации компенсации в размере 60 000 рублей.
Оснований полагать размер указанной компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, суд кассационной инстанции не находит.
Доводы кассационной жалобы ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России опровергаются установленными по административному делу обстоятельствами, получили надлежащую судебную оценку и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного постановления, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в неизмененной части решения суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 июля 2021 года без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 июля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 2 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.