Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовикова И.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на определение Псковского городского суда Псковской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение Псковского областного суда от 28 сентября 2021 года по делу N2-4246/2002 по заявлению ФИО1 об изменении порядка и способа исполнения решения Псковского городского суда Псковской области от 26 июля 2002 года по иску ФИО1 к Псковскому областному военкомату о взыскании сумм,
УСТАНОВИЛ:
Решением Псковского городского суда Псковской области от 26 июля 2002 года Псковский областной военный комиссариат обязан выплатить ФИО1 недополученную сумму надбавок и повышенной пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ (6 мес.) в размере 253 руб.80 коп.
"адрес" военный комиссариат обязан с 1 августа 2002 года ежемесячно выплачивать ФИО1 пенсионные надбавки в размере 824 руб. 11 коп. из расчета минимального размера пенсии равным с ДД.ММ.ГГГГ - 249, 73 руб.
В дальнейшем "адрес" военный комиссариат обязан индексировать ФИО1 пенсионные надбавки и повышения в полном соответствии со ст. 17 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", и этом индексацию минимального размера пенсии проводить по всем имеющимся основаниям, установленным ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
ФИО1 обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения постановленного судебного акта.
В обоснование заявленных требований указал, что поскольку Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" с ДД.ММ.ГГГГ применению не подлежит, индексация пенсионных надбавок и повышений ему с ДД.ММ.ГГГГг. прекращена. При этом новый порядок индексации не установлен, а претерпевшее изменения военное пенсионное законодательство предусматривает порядок индексации пенсионных надбавок и повышений в соответствии с подпунктом 1 подпунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", в связи с чем заявитель просит изменить порядок и способ исполнения решения суда с последующей индексацией надбавок и повышении пропорционально росту социальной пенсии предусмотренной Законом РФ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", в том числе и на основании постановлений Правительства РФ об утверждении коэффициента индексации социальных пенсий.
Определением Псковского городского суда Псковской области от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Псковского областного суда от 28 сентября 2021 года, ФИО1 отказано в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения Псковского городского суда Псковской области от 26 июля 2002 года.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
"адрес" военкомата направил в суд кассационной инстанции возражения на кассационную жалобу.
В силу положения части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ, кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 состоит на пенсионном учете в Военном комиссариате "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ в связи с назначением пенсии по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом (наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы их семей", размер которой определен из расчета 85%, соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 вышеназванного закона.
При назначении пенсии заявителю установлены надбавки:
-за участие в ликвидации радиационной аварии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту гражданам в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся "действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", -надбавки (в соответствии со статьей 24 Закона) на иждивенцев, и как нуждающемуся в постороннем уходе, но не достигшим 80-летнего возраста, -повышение (в соответствии со статьей 45 вышеназванного Закона), как ветерану боевых действий в размере 100 % установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в 1сти 1 статьи 46 настоящего Закона.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N68-ФЗ внесены изменения в статью 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и с ДД.ММ.ГГГГ исчисление минимальных размеров пенсий, надбавок и повышения пенсий предусмотрено исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Псковского городского суда "адрес" военный комиссариат обязан индексировать ФИО1 пенсионные надбавки и повышения в полном соответствии со ст. 17 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", при этом индексацию минимального размера пенсии проводить по всем имеющимся основаниям, установленным ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
С ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N "О порядке пересмотра надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу" предусмотрено, что при исчислении размеров надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий, лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей, осуществляется в соответствии с коэффициентом и периодичностью индексации базовой части трудовой пенсии, определяемыми Правительством Российской Федерации.
С учетом вышеназванных изменений с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии ФИО1 составил 498 руб.58 коп.
С ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений в статью 46 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N понятие минимальной размер пенсии по старости исключен и введено новое понятие "расчетный размер пенсии".
В связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ расчетный размер пенсии для исчисления надбавок для ФИО1 составлял 2240 руб. 28 коп.
С ДД.ММ.ГГГГ Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, которые регулируют исчисление размера трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
В то же время, согласно подпункту "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в м числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии.
Соответственно, с учетом прекращения действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионные надбавки к пенсии пересматриваются с учетом вышеприведенных норм закона.
Так, из представленного военным комиссариатом "адрес" расчета следует, что размер пенсии заявителя с учетом надбавок и повышений, начиная с ДД.ММ.ГГГГ изменился в сторону увеличения на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым ему и была назначена пенсия.
ФИО1, обращаясь в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что повышение пенсионных надбавок следует производить в ином порядке, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с требованиями части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
При этом изменение решения суда по существу в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса РФ не допускается.
Отказывая в удовлетворении заявления суд первой инстанции, исходил, из того, что требования ФИО1 об ином порядке индексации присужденных ему пенсионных выплат, после изменения пенсионного законодательства, фактически является спором о праве на индексацию пенсионных выплат в ином порядке.
Поскольку предложенный заявителем вариант изменения способа и порядка исполнения судебного акта связан с применением иных норм пенсионного законодательства, не указанных в решении суда, то заявление ФИО1 не может быть рассмотрено в рамках заявленной процедуры.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что довод заявителя о том, что его пенсионные права нарушены и в связи с прекращением действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пенсионные надбавки и повышения не проиндексированы, несостоятелен.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Выводы нижестоящих судов мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права. Оснований не согласиться с такими выводами по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, и не создают оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Псковского городского суда Псковской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение Псковского областного суда от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.