Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Вазикова Сергея Александровича на вступившие в законную силу постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 июля 2021 года N 2-215080, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 27 сентября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 14 декабря 2021 года, вынесенные в отношении Вазикова Сергея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике",
УСТАНОВИЛА:
постановлением административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 июля 2021 года N 2-215080, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 27 сентября 2021 года, решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 14 декабря 2021 года, Вазиков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Вазиков С.А. просит отменить решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 27 сентября 2021 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 14 декабря 2021 года, ссылаясь на то, что он является сотрудником Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике и в соответствии с частью 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть привлечен к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
Согласно примечанию к данной статье под муниципальной парковкой следует понимать объект благоустройства поселения, муниципального округа, городского округа, представляющий собой специально обозначенное, в том числе путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки, и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности поселения, муниципального округа, городского округа, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы в случаях, установленных правовыми актами органа местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа.
В соответствии с пунктами 4.2.2, 4.6, 4.8 постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2014 года N 2240 (редакция от 30 июня 2020 года) "Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары" (далее постановление администрации от 1 июля 2014 года N 2240), пользователи парковок (парковочных мест) обязаны при пользовании парковкой (парковочным местом) оплатить установленную стоимость пользования данным объектом с учетом фактического времени пребывания на нем. Пользователь непосредственно сразу после занятия парковочного места заключает с оператором публичный (фискальный) договор путем оплаты пользователем стоянки транспортного средства на парковке (парковочном месте). Размер платы за пользование парковками (парковочными местами) устанавливается правовым актом администрации города Чебоксары.
Согласно пунктам 5.1 и 5.3 постановления администрации от 1 июля 2014 года N 2240 оплата за пользование платной парковкой осуществляется с использованием автоматизированной системы в безналичной форме одним из следующих способов: через парковочный автомат (при установке специального оборудования); путем направления короткого текстового сообщения (СМС) на специальный номер с помощью мобильного телефона; с помощью мобильного приложения; с помощью расчетной записи пользователя парковки на официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" "Парковочное пространство города Чебоксары". Оплата производится за пользование платной парковкой (парковочным местом) более пятнадцати минут, если иное не предусмотрено перечнем мест размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары, утвержденным постановлением администрации города Чебоксары.
Невыполнение данного требования считается неоплатой размещения транспортного средства на платной муниципальной парковке и влечет административную ответственность по части 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Основанием для привлечения Вазикова С.А. к административной ответственности послужил тот факт, что 20 мая 2021 года в период времени с 09 часов 31 минуты до 10 часов 42 минут собственник транспортного средства Вазиков С.А, находясь на платной муниципальной парковке по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинградская, д. 28, не осуществил уплату за размещение транспортного средства "Хендэ CRETA", государственный регистрационный знак N, на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу, чем нарушил пункт 4.6 Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 1 июля 2014 года N 2240.
В подтверждение факта совершения вмененного административного правонарушения представлен фотоматериал, полученный с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства. При этом прибор видеофиксации, которым зафиксировано правонарушение, имеет функцию фотосъемки: Дозор М, N А 218, свидетельство о поверке N 0005935, поверка действительна по 22 января 2022 года.
Судебными инстанциями установлено, что Вазиков С.А. является сотрудником Следственного комитета Российской Федерации, имеет специальное звание.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судебные инстанции пришли к выводу о том, что оснований для применения к Вазикову С.А. положений части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящем случае не имеется, поскольку совершенное Вазиковым С.А. административное правонарушение было выявлено с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства фиксации, имеющего функцию фотосъемки, в связи с чем, в данном случае подлежали применению положения примечания части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые в качестве субъекта административного правонарушения указывают только на собственника (владельца) транспортного средства, а конкретный правовой статус привлекаемого лица, его должность, наличие специального знания, не имеют правового значения.
С такими выводами нижестоящих судебных инстанций согласиться нельзя.
Согласно положений статьи 35 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
А поэтому положения статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат применению при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных нормами Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Согласно части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 указанного Кодекса, лица, указанные в части 1 названной статьи, несут административную ответственность на общих основаниях (часть 2).
Согласно части 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность.
Часть 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает исключение в отношении правонарушений в области благоустройства, предусмотренных Законом Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Как следует из материалов дела, с 24 июня 2019 года по настоящее время Вазиков С.А. проходит службу в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике в должности следователя отделения по расследованию особо важных дел (о преступлениях прошлых лет) и имеет специальное звание - майор полиции.
Исходя из положений статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Вазиков С.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", поскольку за совершение действий, составляющих объективную сторону состава данного административного правонарушения, он подлежал привлечению к дисциплинарной ответственности.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 июля 2021 года N 2-215080, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 27 сентября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 14 декабря 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в отношении Вазикова Сергея Александровича, нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 июля 2021 года N 2-215080, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 27 сентября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 14 декабря 2021 года, вынесенные в отношении Вазикова Сергея Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года N 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.