Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 г. по делу N 16-12/2022-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу
с дополнениями
защитника
Тумашева А.Р, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью Банк "Аверс", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 8 по Вахитовскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 30 апреля 2021 года и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 29 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Банк "Аверс" (далее - ООО Банк "Аверс", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 8 по Вахитовскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 30 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 29 июня 2021 года, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (с учетом представленных дополнений), защитник Тумашев А.Р. просит отменить вынесенные в отношении общества судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы с дополнениями позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Частью 1 статьи 38 названного Федерального закона предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством собственников имущества и лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Из материалов дела следует, что в период с 10 февраля по 6 марта 2020 года должностными лицами Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан проведена проверка в отношении ООО Банк "Аверс", в рамках которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте. По результатам проверки выдано предписание от 6 марта 2020 года N 38/1/38 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 5 февраля 2021 года.
В период с 16 по 25 марта 2021 года на основании распоряжения главного государственного инспектора города Казани Республики Татарстан по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по городу Казани по Вахитовскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 3 марта 2021 года N 34 должностным лицом указанного органа в отношении общества проведена плановая выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания от 6 марта 2020 года N 38/1/38, по результатам которой установлено, что пункты 1, 3 указанного предписания обществом в установленный срок не выполнены.
2 апреля 2021 года по факту невыполнения предписания должностным лицом ОНД и ПР по Вахитовскому району города Казани "Центральный" УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан в отношении ООО Банк "Аверс" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в дальнейшем постановлением мирового судьи общество привлечено к ответственности по указанной норме.
Судья районного суда с выводами мирового судьи согласился.
Вместе с тем имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
При этом в силу положений пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (действующего на момент вынесения предписания) при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. В этой связи предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
На всех стадиях производства по делу ООО Банк "Аверс" оспаривало виновность в совершении вмененного административного правонарушения, заявляя о незаконности предписания.
Оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность устранить нарушения статей 4, 5, 6 Закона N 123-ФЗ, пункт 7.23 СНиП 21-01-97. "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13 февраля 1997 года N 18-7), нарушение подпункта "б" пункта 8.2 СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование приняты и введены в действие с 1 января 2004 года постановлением Госстроя России от 26 июня 2003 года N 115.
Между тем, проверяемые и эксплуатируемые обществом здания, расположенные по адресам: Республика Татарстан, город Казань, улица Мусы Джалиля, дом 3, и улица Мусы Джалиля, дом N 5, были построены в 1880 году и конец XIX - начало XX вв. соответственно.
Кроме того, "Здание купеческого банка", 1880 года, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Мусы Джалиля, дом N 3, зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный номер 161711110180005 объекта культурного наследия регионального значения и здание "Банк", конец XIX - начало XX вв, расположенное по адресу: Республика Татарстан, город Казань, улица Мусы Джалиля, дом N 5, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный номер 161711093140005 объекта культурного наследия регионального значения.
В этой связи указанные здания должны эксплуатироваться с учетом особенностей, предусмотренных специальным федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В части 1 статьи 45 Федеральный закон N 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Исполнение владельцем памятника истории и культуры выданного ему органом государственного пожарного надзора предписания об устранении нарушений современных, действующих требований пожарной безопасности, обнаруженных указанным органом на территории данного памятника, посредством проведения соответствующих строительных и иных работ возможно только при условии соблюдения им перечисленных положений Федерального закона N 73-ФЗ.
Оспариваемым предписанием общество обязано устранить нарушения, устранение которых связано с необходимостью проведения работ, затрагивающих конструктивные особенности элементов зданий, включенных в предмет охраны как объекта культурного наследия, и не может проводиться без согласования с уполномоченными органами охраны объектов культурного наследия.
Согласно ответу заместителя министра культуры Республики Татарстан, требования органов противопожарного надзора в отношении объектов культурного наследия подлежат обязательному согласованию с органами охраны объектов культурного наследия (л.д. 8-9).
Выдавая обществу оспариваемое предписание об устранении требований пожарной безопасности, одним из способов исполнения которого является проведение необходимых работ в здании памятника истории и культуры, должностное лицо названного органа должно было учесть указанные требования Федерального закона N 73-ФЗ и возможность их соблюдения в ходе исполнения предписания владельцем названного объекта культурного наследия, что в рассматриваемом случае сделано не было.
При этом в материалах дела имеется технический отчет по расчету пожарного риска объекта защиты, согласно выводам которого объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности (л.д. 26-55).
В акте проверки от 25 марта 2021 года, составленного должностным лицом Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, отсутствует информация о несоответствии технического отчета о проведенных расчетах пожарного риска нормативным требованиям пожарной безопасности.
Доказательств того, что дальнейшая эксплуатация зданий приведет к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, материалы дела не содержат.
Следует отметить, что СНиП 21-01-97. "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие постановлением Минстроя Российской Федерации от 13 февраля 1997 года N 18-7), устанавливающие общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов, нарушение которого также вменялось обществу, утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2020 года N 1034 и на момент проверки в период с 16 по 25 марта 2021 года не действовал.
Принимая во внимание изложенное, состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 8 по Вахитовскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 30 апреля 2021 года и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 29 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Банк "Аверс" подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 8 по Вахитовскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 30 апреля 2021 года и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 29 июня 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Банк "Аверс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.С. Картовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.