Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 г. по делу N 16-287/2022-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Набиев Р.А., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан Мансурова Р.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года, решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 30 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 30 августа 2021 года, администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Мансуров Р.А. выражает несогласие с судебными актами, просит освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе плановой выездной проверки с 12 апреля 2021 года по 29 апреля 2021 года в рамках регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера на территории Республики Башкортостан выявлено, что администрацией, расположенной по адресу: "адрес", допущены нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно:
1. Не соответствует предъявляемым требованиям штатная численность дежурно - диспетчерского персонала ЕДДС муниципального района Чишминский район (IV категория: население от 50 до 100 тыс. человек (5 - 15 специалистов в оперативной смене). По факту на круглосуточное дежурство заступает 1 чел. Основание: ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, ч. 4 ст. 4.1 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 N 26-з "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 11 Положения о Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 294, п.2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 13.08.2010 N 310 "О создании информационного центра Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 3.8, 3.10 ГОСТ Р 22.7.01-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.
2. Не создан муниципальный резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основание: п. 2 пп. "д" ст. 11, 25 Федерального закона от 21.12.1994 -Vo 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6, п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, п. 2 пп. "д" ст. 10, 24 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 N 26-з "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6, 19 Положения о Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 294, Положение о резервах материальных ресурсов Республики Башкортостан для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.08.2014 N 371, Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России 20.08.2020 N 2-4-71-17-11).
3. Муниципальная система оповещения не обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения до людей, находящихся на территории муниципального района (отсутствуют подтверждающие документы). Основание: пп. "м" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, пп. "м" п. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 N 26-з "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6 Положения о Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 294, п. 7, 13 Положения о системах оповещения населения утвержденного приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 N 60567).
4.
Не организована (не соблюдается периодичность) подготовка уполномоченных работников по программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, в УМЦ по ГОЧС субъектов РФ, а также на курсах ГО муниципальных образований, а именно членов Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МР Чишминский район (далее - КЧС и ОПБ МР). В составе КЧС и ОПБ МР с января 2020 года (постановление от 29.01.2020 N 72-п), но не обучены: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 Основание: пп. "а" п. 2 ст. И, ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 18, пп "а" 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, п. 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485, пп. "а" п. 2 ст. 10, ст. 20 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 N 26-з "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 26 Положения о Башкирской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 294, Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2021 N 40-р "О формировании единых подходов к организации подготовки населения на
территории Республики Башкортостан в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
5. Не ведется (не организована) подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем (работающее население), путем проведения инструктажа по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы, самостоятельного изучения порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участия в учениях и тренировках.
Основание: пп. "а" п. 2 ст. 11, ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пп. "а" п. 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485, п. 18, 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, пп. "в" п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, пп. "а" п. 2 ст. 10, ст. 20 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 N 26-з "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 26 Положения о Башкирской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 294, Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2021 N 40-р "О формировании единых подходов к организации подготовки населения на территории Республики Башкортостан в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Организационно ? методические рекомендации по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации в 2021-2025 годах от 30.12.2020 N 2-4-71-36-11.
6. Не проводятся (отсутствуют подтверждающие документы) командно-штабные учения 1 раз в 3 года продолжительностью до 1 (одних) суток. Основание: пп. "а" п.2 ст. И, ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 3 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485, пп. "а" п.2 ст. 10, ст. 20 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 N 26-з "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 10 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах утвержденной приказом МЧС России от 29.07.2020 N 565 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2020 N 59580).
7. Отсутствует План работы Комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. Основание: пп "ж" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 20 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, пп "ж" п. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 14.03.1996 N 26-з "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положение о Комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики Республики Башкортостан в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, утвержденное постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14.05.2012 N 139.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 29 апреля 2021 года, копией акта проверки от 29 апреля 2021 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность администрации, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем привлечение названного лица к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения администрации к административной ответственности и назначения административного наказания в виде административного штрафа несостоятельны, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.
Доводы жалобы о том, что администрацией частично устранены нарушения, приняты нормативные акты, разработаны документы по повышению устойчивости функционирования, разработан план действий в условиях мирного и военного времени и т.д. не свидетельствуют о принятии администрацией всех зависящих от нее мер для выполнения обязанности по соблюдению требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на момент проведения проверки, в связи с чем оснований для применения положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан данного дела об административном правонарушении, имели место 29 апреля 2021 года.
Постановление о привлечении администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено мировым судьей судебного участка N 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан 21 июля 2021 года, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Следовательно, срок давности привлечения администрации к административной ответственности по данному делу не истек.
Административное наказание назначено администрации в пределах санкции части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением частей 3.2-3.3 статьи 4.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем указывает в жалобе глава администрации Мансуров Р.А, не имеется, поскольку совершенное им деяние малозначительным не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Чишминскому району Республики Башкортостан от 21 июля 2021 года, решение судьи Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 30 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, оставить без изменения, а жалобу главы администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан Мансурова Р.А. - без удовлетворения.
Судья Р.А. Набиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.