Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 января 2022 г. по делу N 16-51/2022-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу защитника Администрации городского округа Самара Рябовой Евгении Борисовны (далее - защитник Администрации г.о. Самара) на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям (далее - должностное лицо Росприроднадзора) N 426 от 30 декабря 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 2 марта 2021 года, вынесенные в отношении Администрации г.о. Самара по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
решением судьи Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 2 марта 2021 года оставлено без изменения постановление должностного лица Росприроднадзора N 426 от 30 декабря 2020 года, согласно которому Администрация г.о. Самара признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Администрации г.о. Самара просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить из - за отсутствия состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Администрации г.о. Самара позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как видно из пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из обжалуемых актов, в городе Самаре, в Кировском районе, на 9 просеке от улицы Демократическая, в районе корпуса N 2 дома N 46, до пляжа на Барбошиной поляне, 21 сентября 2020 г. Администрация г.о. Самара допустило сброс в реку Волга сточных вод без санитарной очистки и обезвреживания.
Эти обстоятельства послужили для должностного лица Росприроднадзора основанием для привлечения Администрации г.о. Самара к административной ответственности, установленной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, с назначением вышеуказанного административного наказания, с чем согласился в своём решении судья названного районного суда.
Однако, принятые по данному делу об административном правонарушении акты признать законными не представляется возможным в связи со следующим.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Напротив, из материалов дела выполнение вышеизложенных норм права не усматривается.
Так, согласно обжалуемого постановления должностного лица Росприроднадзора, контрольно - надзорные мероприятия этим госорганом совершены 20 июля и 12 октября 2020 года, и на основании их результатов 17 сентября 2020 года выявлено превышение загрязняющих веществ в сточной воде относительно фоновых значений в поверхностном водном объекте реки Волга, и датой совершения Администрацией г.о. Самара рассматриваемого административного правонарушения установлено 21 сентября 2020 года. Таким образом превышение загрязняющих веществ в реке Волга Росприроднадзором выявлено до и после указанной в обжалуемом постановлении даты совершения Администрацией г.о. Самара рассматриваемого административного правонарушения.
При этом участие Администрации г.о. Самара в указанном отборе проб сточных вод из ручья, расположенного на территории городского пляжа в районе Барбошиной поляны в г. Самаре 20 июля и 12 октября 2020 года, как указано в обжалуемом постановлении должностного лица Росприроднадзора (л.д. л.д. 14, 15 материалов дела), имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается, Администрацией г.о. Самара это участие отрицается, судьёй названного районного суда при рассмотрении данного дела это противоречие не устранено.
Кроме этого, в обжалуемых актах установлено бездействие Администрации г.о. Самара, что "привело к нарушению требований к охране водных объектов, которое могло повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение" (л.д. 16), то есть описано как предполагаемое деяние, что является недопустимым. При этом не представление должностному лицу Росприроднадзора Администрацией г.о. Самара доказательств выполнения последней муниципальной программы "Развитие дождевой системы канализации городского округа Самара на 2013 - 2022 годы" не подтверждает нарушение Администрацией г.о. Самара части 6 статьи 56 и пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации.
Какие - либо иные доказательства вины Администрации г.о. Самара названными должностным лицом Росприроднадзора и судьёй районного суда не приведены и не исследованы.
При таких обстоятельствах оспариваемые акты подлежат отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Администрации городского округа Самара Рябовой Евгении Борисовны удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям, заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям N 426 от 30 декабря 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Самары Самарской области от 2 марта 2021 года, вынесенные в отношении Администрации городского округа Самара по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях из - за недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены названные постановление, решение.
Судья подпись О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.