Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2022 г. по делу N 16-571/2022-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., изучив жалобу Елышевой Светланы Александровны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 г. Сарапула Удмуртской Республики от 25 августа 2021 года, решение судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восток" Елышевой Светланы Александровны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 г. Сарапула Удмуртской Республики от 25 августа 2021 года (N5-704/2021) директор общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восток" Елышева Светлана Александровна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2021 года постановление мирового судьи судебного участка N1 г. Сарапула Удмуртской Республики от 25 августа 2021 года изменено в части назначенного наказания, снижен размер административного штрафа до 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, состоявшихся в отношении директора общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N1110, к лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "а"), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "б").
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил N 416 закреплено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в том числе посредством осуществления контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми урегулированы отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 42 Правил N 491 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома должно обеспечиваться исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 N 290 (далее ? Минимальный перечень N 290). К минимально необходимым работам по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме относятся работы, которая управляющая организация отнесёт по результатам осмотров (весенних, осенних) технического состояния общего имущества, не отвечающего критериям надёжности и безопасности и требованиям действующего законодательства, и их выполнение осуществляется в неотложном порядке в период действия договора управления многоквартирным домом в соответствии с Минимальным перечнем N 290 (п. 10, 11(1) Правил N 491.
В соответствии с пунктом 13(1) Правил N 491 внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий.
Пунктом 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 N 290, проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи отнесены к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов.
В силу пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 на всех видах кровель, а также с балконов и козырьков очищаются снежные навесы.
Согласно подпункту "б, в" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 в состав общего имущества включаются крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела на основании задания первого заместителя начальника Главного управления по государственному надзору - главного государственного жилищного инспектора N 03/3-10/1 от 11 января 2021 года 28 января 2021 года проведен осмотр (обследование) земельного участка на предмет соблюдения обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; Правил о минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290; Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170.
В ходе визуального осмотра земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом N 11 по ул. 20 лет Победы г. Сарапул, установлено, что 28 января 2021 года со стороны дворового и уличного фасадов дома в карнизной части крыши наблюдается большое скопление снежных масс (навесов), сосулек.
ООО "УК "Восток" предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N018-000183 от 26 октября 2018 года. Согласно сведениям с сайта ГИС ЖКХ, МКД дом 11 по ул. 20 лет Победы г. Сарапул Удмуртской Республики включен в перечень многоквартирных домов, управление которым осуществляет ООО "УК "Восток".
Согласно реестру лицензий Удмуртской Республики, размещенному на официальном сайте государственного жилищного надзора Удмуртской Республики http://gzhi.udmurt.ru/gosuslugi/reestr-upra-org/index.php, деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. 20 лет Победы, д. 11, осуществляет ООО "УК "Восток" с 1 июля 2019 года.
14 мая 2019 года между собственниками МКД N11 по ул. 20 лет Победы г. Сарапула и ООО "УК "Восток" заключен договор управления многоквартирным домом.
На основании пункта 2.1.2 договора управления многоквартирным домом ООО "УК "Восток" обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 N 290.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц директором ООО "УК "Восток" является Елышева Светлана Александровна, которая в соответствии со своим служебным положением наделена необходимыми организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями по организации работы ООО "УК "Восток". Елышева С.А. как руководитель несет ответственность за осуществление деятельности ООО "УК "Восток" и выполнение сотрудниками ООО "УК "Восток" действующего законодательства, является субъектом административного правонарушения, ее бездействие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения директором ООО "УК "Восток" Елышевой С.А административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N 03/3-11/201 от 07 июля 2021 года; актом планового (рейдового) осмотра земельных участков N 03/3-10/1-13 от 27 января 2021 года; актом планового (рейдового) осмотра земельных участков N 03/3-10/1-17 от 28 января 2021; выпиской из ЕГРЮЛ; сведениями из государственной информационной системы ЖКХ; выпиской из реестра лицензий управляющих организаций; - договором управления многоквартирным домом N 9 от 14 мая 2019 года; лицензией ООО "УК "Восток"; уставом ООО "УК "Восток", фотоматериалами и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Утверждения заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, отсутствии оценки замеров накопления снега, о том, что задание государственного надзора - главного государственного жилищного инспектора не отвечает требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влекут отмену вынесенных судебных актов.
При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что актом планового (рейдового) осмотра земельных участков N 03/3-10/1-13 от 27 января 2021 года и N 03/3-10/1-17 от 28 января 2021 года установлено, что со стороны дворового и уличного фасадов дома в карнизной части крыши наблюдается большое скопление снежных масс (навесов), сосулек. Данные факты зафиксированы фотоматериалами от 27 октября 2021 года и от 28 января 2021 года, согласно которым с кровли крыши здания МКД по адресу: г. Сарапул, ул.20 лет Победы, д. 11, свисают сосульки, снежные массы (навесы) значительных размеров, что представляет собой опасность для здоровья и жизни людей.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что наличие снежного слоя на крыше многоквартирного дома не является нарушением содержания общего имущества, подлежит отклонению в силу следующего.
Из пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, следует, что очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03апреля 2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов - проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Таким образом, то обстоятельство, что действующим законодательством допускается скопление на крыше многоквартирного дома снежного слоя до 30 см, при установленных обстоятельствах наличия на кровле многоквартирного дома N11 по ул. 20 лет Победы г. Сарапул снежных навесов, не исключает наличие в действиях директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восток" Елышевой С.А. вмененного правонарушения.
Вопреки доводам заявителя собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что директором общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восток" Елышевой С.А. предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами осуществлялась с нарушением лицензионных требований.
Деяние директора "Управляющая компания "Восток" Елышевой С.А, которая допустила вышеуказанные нарушения, правильно квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу Елышевой С.А, не усматривается.
В целом доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии директора ООО "Управляющая компания "Восток" Елышевой С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления и судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения директора ООО "Управляющая компания "Восток" Елышевой С.А. к административной ответственности соблюдены.
Постановление о привлечении директора ООО "Управляющая компания "Восток" Елышевой С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в принятых судебных актах, не согласится с которыми оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено директору ООО "Управляющая компания "Восток" Елышевой С.А в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 г. Сарапула Удмуртской Республики от 25 августа 2021 года, решение судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 28 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Восток" Елышевой Светланы Александровны, оставить без изменения, жалобу Елышевой Светланы Александровны - без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.