Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 г. по делу N 16-588/2022-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Миал" Кромишенко Тэнзили Иршатовны на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан N 271 от 22 декабря 2020 года, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 2 августа 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Миал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан N 271 от 22 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 2 августа 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Миал" (далее - ООО "Миал") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Миал" Кромишенко Т.И. просит об отмене обжалуемых актов, вынесенных в отношении ООО "Миал по настоящему делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Основанием для вынесения постановления старшим государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны окружающей среды Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о назначении ООО "Миал" административного наказания по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что ООО "Миал" не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации и обезвреживании отходов производства и потребления на производственной площадке, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:13:051018:17 возле пгт. Карабаш Бугульминского района Республики Татарстан.
Судебные инстанции с выводами должностного лица согласились, вынесенное им постановление оставили без изменения.
Вместе с тем при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица генеральный директор ООО "Миал" Кромишенко Т.И. последовательно указывал на то, что постановление о назначении ООО "Миал" административного наказания по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено неуполномоченным должностным лицом.
Судьей Верховного Суда Республики Татарстан заявленные доводы проверены надлежащим образом не были, в решении надлежащая оценка им не дана.
Аналогичные доводы изложены генеральным директором ООО "Миал" Кромишенко Т.И. в настоящей жалобе.
В соответствии с пунктами 4, 5, 7 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 205 года N 325, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан несет ответственность за осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В соответствии с пунктом 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 года N 426, в редакции, действовавшей в спорный период, федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.
Заявитель указывает, что ООО "Миал" стоит на государственном учете в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта (База по утилизации буровых растворов и шламов ООО "Миал").
Кроме того, заявитель указывает, что ООО "Миал" осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности лицензия N (16)-8016-СТБ/П от 29 июня 2020 года.
С учетом изложенного, следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей Верховного Суда Республики Татарстан требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, доводы генерального директора ООО "Миал" Кромишенко Т.И, приведенные в жалобе на постановление должностного лица и решение судье городского суда, надлежащим образом не проверены.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Миал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Верховного Суда Республики Татарстан.
При новом рассмотрении дела суду следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности, проверить доводы жалобы заявителя, а также законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, актов.
Содержащиеся в поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобе доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Миал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.