Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу председателя Административной комиссии Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Юдина Александра Александровича на вступившие в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 5 апреля 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 27 мая 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Региональный ЖКХ- Сервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном подпунктами "б, в" пункта 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области",
УСТАНОВИЛА:
постановлением административной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 10 февраля 2021 года N 119 общество с ограниченной ответственностью "Региональный ЖКХ-Сервис" (далее - ООО "Региональный ЖКХ-Сервис", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктами "б, в" части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 5 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 27 мая 2021 года, постановление административной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 10 февраля 2021 года отменено, производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, председатель административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара Самарской области Юдин А.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на их незаконность, принять по делу новое решение, в котором в удовлетворении требований общества отказать в полном объеме, а постановление от 10 февраля 2021 года N 117 признать законным и обоснованным.
Законный представитель ООО "Региональный ЖКХ-Сервис", уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и проверка доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В силу пункта 39 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты по вопросам местного значения принимают органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 7 данного Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Правилам благоустройства территории г.о. Самара, утвержденным Решением Думы г.о Самара N 444 от 8 августа 2019 года, физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории городского округа Самара.
Согласно подпункту 6 пункту 4 статьи 4 Главы 2 данных Правил границы прилегающей территории определяются в периметре, образуемом путем отступа в метрах от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения многоквартирных жилых домов (в случае если земельный участок сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства, сведения о местоположении его границ внесены в Единый государственный реестр недвижимости) - 25 м от границ земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Главы 2 указанных Правил работы по содержанию и благоустройству территории городского округа в порядке, определенном настоящими Правилами, осуществляют на прилегающих территориях многоквартирных домов - собственники помещений в многоквартирном доме либо лицо, ими уполномоченное.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 главы 2 данных Правил физические лица и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны проводить осмотр элементов благоустройства, расположенных на территории, закрепленной для содержания и благоустройства, обеспечивающий своевременное выявление неисправностей и иных несоответствий требованиям нормативных актов.
Согласно подпункту 10.1 пункта 10 статьи 6 главы 2 Правил тротуары, пешеходные дорожки очищаются от снега и наледи до асфальта (иного искусственного покрытия) на всю ширину для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан, посыпаются противогололедными материалами, а также очищаются от мусора
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 6 Главы 2 Правил содержание придомовых и прилегающих территорий многоквартирных домов осуществляется в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в объеме не менее установленного перечнем работ по содержанию жилых домов. Организация работ по содержанию и благоустройству придомовой и прилегающей территории производится организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда, либо собственниками при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Пункты "б, в" части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области N115-ГД от 1 ноября 2007 года "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" предусматривают административную ответственность за неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с Законом Самарской области "О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области" и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в непроведении мероприятий по очистке прилегающей территории от снега и наледи на всю ширину тротуара для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан и по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами, допустимость применения которых определена правилами благоустройства территории муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО "Региональный ЖКХ-Сервис" коллегиальным органом к административной ответственности на основании приведенной выше нормы Закона об административных правонарушениях на территории Самарской области послужили изложенные в постановлении обстоятельства о том, что в период с 12 января по 16 января в 16 часов 57 минут консультантом административной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самара выявлено, что ООО "Региональный ЖКХ-Сервис", являясь уполномоченным лицом собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Самара, ул. Артемовская, д. 12, не осуществило работы по уборке снега на всю территорию твердого покрытия при входе/выходе из подъездов и пешеходной зоны вдоль дома и не произвело обработку противогололедными материалами.
Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья районного суда исходил из наличия неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, недоказанности вины общества в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку приложенные к настоящему делу фотоматериалы вызывают сомнения в их достоверности, поскольку отсутствуют данные о том, кем и с применением какой техники, они сделаны, какие именно жилые дома были осмотрены, протокол или акт осмотра территории не составлялся; кроме того границы земельного участка, прилегающего к дому N 12 по ул. Артемовская г. Самары не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует.
С такими выводами согласилась судья Самарского областного суда, указав также на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности.
В настоящее время решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 5 апреля 2021 года и решение судьи Самарского областного суда от 27 мая 2021 года вступили в законную силу.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, вступивших в законную силу, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия.
В рассматриваемом случае из дела усматривается, что в предыдущем судебном разбирательстве нижестоящими судебными инстанциями существенных (фундаментальных) процессуальных нарушений не допущено, доводов об обратном не имеется, необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не нарушен.
Кроме того, следует учесть, что согласно пункта 2 статьи 11.1 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" и части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 4.28 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" составляет два месяца.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Правонарушение совершено ООО "Региональный ЖКХ-Сервис" в период с 12 января по 16 января 2021 года, следовательно, срок давности общества к административной ответственности истек 16 марта 2021 года.
Исходя из положений статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 2 статьи 11.1 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность правовой оценки действий ООО "Региональный ЖКХ-Сервис" на предмет наличия состава административного правонарушения, предусмотренного пунктами "б, в" части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", в настоящее время утрачена.
При таких обстоятельствах, жалоба председателя административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара Самарской области Юдина А.А. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 5 апреля 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 27 мая 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктами "б, в" части 1 статьи 4.28 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", в отношении общества с ограниченной ответственностью "Региональный ЖКХ-Сервис", оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара Самарской области Юдина Александра Александровича, оставить без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.