Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: судьи Плисяковой О.О.
судей: Назинкиной Н.В. и Гуровой Г.Н, при секретаре: Новиковой Д.М, с участием
прокурора: Дупака Д.О, осужденного: Никулина М.М, адвоката: Тарабориной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Никулина Максима Максимовича на приговор Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Плисяковой О.О, выступления осужденного Никулина М.М. с использованием систем видеоконференцсвязи, адвоката Тарабориной Л.О, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Дупака Д.О, считавшего приговор подлежащим изменению, судебная коллегия
установила:
по приговору Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 декабря 2019 года
Никулин Максим Максимович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин "данные изъяты", несудимый, - осужден по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы по каждому из 23 преступлений, по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 5 годам 6 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания Никулину М.М. исчислен с 13 декабря 2019 года, зачтено в срок отбытия время его содержания под стражей с 18 марта по 12 декабря 2019 года и с 13 декабря 2019 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима в соответствии с ч.3.2 ст.72 УК РФ.
Решен вопрос о вещественных доказательствах.
В апелляционной инстанции приговор не пересматривался.
Никулин М.М. признан виновным в совершении 23 покушений на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, и одного покушения на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору.
Преступления совершены 17 марта 2019 года в г. Тольятти Самарской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Никулин М.М. просит изменить приговор, указывает, что действовал с единым умыслом, направленным на сбыт всех имевшихся у него наркотических средств. Считает, что им совершено единое, продолжаемое преступление. Просит приговор суда изменить, переквалифицировать его действия на единое преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, смягчить назначенное наказание.
Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10 декабря 2021 года жалоба осужденного передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием для отмены или изменения приговора суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
При проверке доводов жалобы такие нарушения установлены.
В соответствии с приведенным в приговоре описанием преступных деяний, признанных судом доказанными, Никулин М.М. в феврале 2019 года установилконтакт с неустановленным лицом под учетной записью " "данные изъяты" вступив тем самым с ним в предварительный сговор, направленный на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в значительном и крупном размерах.
14.03.2019 в 20 часов 57 минут Никулину М.М. в мессенджере "Телеграмм" поступило от неустановленного лица под учетной записью "DopeDilla 163" текстовое сообщение с адресом места тайника - "закладки" с наркотическим средством, находящимся около дома по адресу: "адрес".
15.03.2019 в дневное время Никулин М.М. прибыл к вышеуказанному месту тайника-"закладки", где обнаружил и забрал не менее 33 свертков с наркотическим средством а-пирролидиновалерофенон, являющимся производным наркотического средства N-метилэфедрона, общей массой не менее 19, 460 грамма.
Продолжая свой преступный умысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств, Никулин М.М. 17 марта 2019 года пытался сбыть третьим лицам путем оборудования на территории "адрес" по указанным в приговоре адресам закладок указанное наркотическое средство а-пирролидиновалерофенон, являющееся производным наркотического средства N-метилэфедрона, массами 0, 600 гр, 0, 620 гр, 0, 530 гр, 0, 570 гр, 0, 590 гр, 0, 560 гр, 0, 600 гр, 0, 620 гр, 0, 590 гр, 0, 570 гр, 0, 670 гр, 0, 580 гр, 0, 560 гр, 0, 560 гр, 0, 540 гр, 0, 600 гр, 0, 590 гр, 0, 560 гр, 0, 590 гр, 0, 600 гр, 0, 660 гр, 0, 560 гр, 0, 570 гр, то есть в значительном размере каждое, общей массой 13, 490 гр, которые были обнаружены и изъяты в ходе осмотров мест происшествия после задержания Никулина М.М.
Оставшуюся часть наркотического средства а-пирролидиновалерофенон, являющуюся производным наркотического средства N-метилэфедрона, общей массой 5, 970 гр, то есть в крупном размере, Никулин М.М. для организации их дальнейшего незаконного сбыта незаконно хранил при себе, в кармане пальто, до момента обнаружения и изъятия у него сотрудниками полиции наркотических средств 17 марта 2019 года.
Вышеуказанные действия в отношении наркотических средств, изъятых у Никулина М.М, квалифицированы судом по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ - как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору.
Действия Никулина М.М. в отношении наркотического средства а-пирролидиновалерофенон, являющимся производным наркотического средства N-метилэфедрона, массами 0, 600 гр, 0, 620 гр, 0, 530 гр, 0, 570 гр, 0, 590 гр, 0, 560 гр, 0, 600 гр, 0, 620 гр, 0, 590 гр, 0, 570 гр, 0, 670 гр, 0, 580 гр, 0, 560 гр, 0, 560 гр, 0, 540 гр, 0, 600 гр, 0, 590 гр, 0, 560 гр, 0, 590 гр, 0, 600 гр, 0, 660 гр, 0, 560 гр, 0, 570 гр, квалифицированы судом как совокупность 23 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. п."а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ - как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору.
Однако, с такой квалификацией действий Никулина М.М, расцененных судом как совокупность преступлений, нельзя согласиться по следующим основаниям.
Судом установлено, что каждое из наркотических средств, размещенных Никулиным М.М. в закладки по указанным в приговоре адресам, также как и наркотические средства, обнаруженные при нём, Никулин М.М. приобрел 15 марта 2019 года путем изъятия из тайника-закладки. Часть наркотических средств разместил в виде закладок на территории г. Тольятти в одно и то же время 17 марта 2019 года, которые были обнаружены и изъяты после задержания Никулина М.М. сотрудниками полиции в ходе осмотров мест происшествия по адресам закладок. Оставшаяся часть наркотических средств была изъята сотрудниками полиции из одежды осужденного в ходе задержания Никулина М.М. 17 марта 2019 года.
Согласно ст. 17 УК РФ совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено, за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями особенной части настоящего Кодекса в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание.
От совокупности преступлений следует отличать одно продолжаемое деяние.
По смыслу закона, продолжаемыми являются преступления, складывающиеся из ряда тождественных преступных деяний, совершаемых, как правило, через незначительный промежуток времени, в одной и той же обстановке, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление. В продолжаемом посягательстве акты преступного деяния связаны между собой объективными обстоятельствами, местом, временем, способом совершения преступления, а также предметом посягательства.
Кроме того, в случаях, когда лицо имеет умысел на сбыт всего имеющегося у него наркотического средства и в целях последующего сбыта совершает такие действия в несколько приемов, содеянное им совокупности преступлений не образует и подлежит квалификации по ч. 3 ст. 30 УК РФ и соответствующей части ст. 228.1 УК РФ.
Вышеуказанные требования закона судом при рассмотрении данного уголовного дела учтены не были.
Из приведенных в приговоре установленных судом обстоятельств содеянного Никулиным М.М. следует, что, приобретая наркотическое средство а-пирролидиновалерофенон, являющееся производным наркотического средства N-метилэфедрона, общей массой 19, 460 гр, в крупном размере, Никулин М.М. преследовал единую цель сбыта наркотических средств в целом, общей их массой, которая не превышает крупного размера. Поэтому попытки сбыть часть из указанных наркотических средств, приобретенных Никулиным М.М. единовременно, путем их размещения в один и тот же период времени частями в определенные места (закладки) и хранение Никулиным М.М. оставшейся части наркотических средств при себе с той же целью, не могут свидетельствовать о совершении им ряда преступлений, образующих совокупность.
При вышеизложенных обстоятельствах, действия Никулина М.М. по незаконному обороту наркотических средств, состоящие из ряда тождественных преступных деяний, совершенных через незначительный период времени, объединенных единым умыслом, образуют одно продолжаемое преступление, а не множественность преступлений.
В связи с чем, указанные действия Никулина М.М. подлежат переквалификации на одно продолжаемое преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, то есть как покушение на незаконный сбыт наркотического средства в крупном размере, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору.
Определяя Никулину М.М. вид и размер наказания судебная коллегия в соответствии с положениями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные, характеризующие его личность, смягчающие наказание обстоятельства, которые учитывались ранее судом при назначении наказания, в том числе, предусмотренные п. "и" ч.1 ст.61 УК РФ - активное способствование раскрытию и расследованию преступления, явку с повинной, положения ч. 3 ст. 66 УК РФ и ч.1 ст.62 УК РФ, Судебная коллегия соглашается с выводами суда о необходимости назначения Никулину М.М. наказания, связанного с реальным лишением свободы, об отсутствии оснований для применения положений ст. 73 УК РФ и для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ на менее тяжкую, а также о нецелесообразности назначения дополнительных видов наказания, поскольку суд надлежаще мотивировал свои выводы и они не вызывают сомнений в их правильности.
В связи с переквалификацией действий осужденного на единое продолжаемое преступление из приговора подлежит исключению указание на назначение окончательного наказания по совокупности преступлений на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ.
Вид исправительного учреждения судом первой инстанции определен с учетом п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ в исправительной колонии строгого режима. Ставить под сомнение выводы суда оснований не имеется.
Иных существенных нарушений требований закона, влекущих отмену или изменение приговора в кассационной инстанции не установлено, в связи с чем, в остальной части приговор следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.13-401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 декабря 2019 года в отношении Никулина Максима Максимовича - изменить.
Переквалифицировать действия Никулина Максима Максимовича с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и ч. 3 ст. 30, п.п. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (23 преступлений) на ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, по которой назначить ему наказание в виде 5 (пяти) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Исключить из приговора указание на назначение Никулину М.М. окончательного наказания по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Кассационную жалобу осужденного Никулина М.М. - удовлетворить.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий: подпись
Судьи: две подписи
Копия верна
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.