Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда
общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Курунтяевой О.Д, судей Борченко Д.Ю. и Сергеева Т.С, при секретаре Пименове А.М, с участием:
прокурора Семенищева Н.А, осужденного Гусева А.Н, адвоката Селяниной О.Г, рассмотрела уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Гусева А.Н. на приговор мирового судьи судебного участка N1 по Высокогорскому судебному району Республики Татарстан от 21 июня 2021 года и на апелляционное постановление Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Курунтяевой О.Д, пояснения осужденного Гусева А.Н, адвоката Селяниной О.Г. в обоснование доводов кассационной жалобы, прокурора Семенищева Н.А, просившего об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия
установила:
приговором мирового судьи судебного участка N1 по Высокогорскому судебному району Республики Татарстан от 21 июня 2021 года
Гусев А.Н, "данные изъяты", судимый:
19 мая 2003 года Бугульминского городского суда Республики Татарстан по ч.1 ст.105 УК РФ (с учетом постановления Президиума от 22.12.2010 года) к 11 годам 3 месяцам лишения свободы, освобожден по постановлению от 13.05.2013 года на неотбытый срок 1 год 6 месяцев 8 дней;
30 марта 2018 года Высокогорским районным судом Республики Татарстан по ч.2 ст.314.1 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы, по ст.70 УК РФ - к 9 месяцам лишения свободы, освободился 29.12.2018 года по отбытию срока наказания;
18 октября 2019 года тем же судом по ч.2 ст.314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы, освобожден 17 февраля 2020 года по отбытию срока наказания;
22 марта 2021 года тем же судом по ч.1 ст.314.1 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы, осужден по ч.1 ст.112 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, на основании ч.5 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначенных по настоящему приговору и приговору суда от 22 марта 2021 года окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания Гусеву А.Н. исчислен со дня вступления приговора в законную силу. Время содержания под стражей в период с 21 июня 2021 года до вступления приговора в законную силу зачтен в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима с учетом п. "а" ч.3.1 ст.72 УК РФ.
Апелляционным постановлением Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2021 года приговор оставлен без изменения.
Приговором суда Гусев А.Н. признан виновными в совершении 28 октября 2020 года умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в ст.111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Гусев А.Н. не оспаривая выводы суда о виновности в преступлении, за которое он осужден, ставит вопрос об изменении приговора суда в части назначенного наказания по ч.5 ст.69 УК РФ, просит убрать опасный рецидив преступлений и снизить наказание.
Проверив материалы дела и обсудив доводы сторон, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены судебных решений.
Производство в суде кассационной инстанции, являясь важной гарантией законности судебных решений по уголовным делам и реализации конституционного права граждан на судебную защиту, предназначено для выявления и устранения допущенных органами предварительного расследования или судом в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений уголовного закона (неправильного его применения) и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, и нарушений, искажающих саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Судебная коллегия не находит таких нарушений при проверке судебных решений в отношении Гусева А.Н.
Приговор по ходатайству осужденного Гусева А.Н, заявленному добровольно и с соблюдением его права на защиту, был постановлен без проведения судебного разбирательства, с разъяснением характера и последствий заявленного им ходатайства. При этом мировой судья убедился, что предъявленное Гусеву А.Н. обвинение обоснованно, подтверждается собранными по делу доказательствами.
В соответствии с предъявленным обвинением действия Гусева А.Н. квалифицированы по ч.1 ст.112 УК РФ.
Особый порядок принятия судебного решения по делу применен с соблюдением условий, предусмотренных ст. 314 УПК РФ, и процессуальных прав осужденного Гусева А.Н, что не оспаривается и в кассационной жалобе.
Общие условия судебного разбирательства мировым судьей также соблюдены, нарушений уголовно-процессуального закона, в том числе, влекущих отмену приговора, по делу не имеется.
Мировой судья, при назначении наказания Гусеву А.Н. учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства его совершения, личность виновного, который вину признал в полном объеме, раскаялся в содеянном, имеет на иждивении малолетнего ребенка, - что отнес к смягчающим обстоятельствам, учел наличие в его действиях рецидива преступлений, совершение преступления в состоянии опьянения - отягчающие обстоятельства.
Все обстоятельства, влияющие при назначении наказания осужденному, судом надлежаще оценены.
Вывод мирового судьи о возможности исправления осужденного только в условиях реального отбывания наказания в виде лишения свободы мотивирован судом совокупностью указанных в приговоре конкретных обстоятельств дела. Мировой судья обоснованно пришел к выводу, что наказание, не связанное с лишением свободы, не будет способствовать исправлению Гусеву А.Н. и предупреждению совершения им новых преступлений.
Не согласиться с данными выводами мирового судьи оснований не имеется, с учетом данных о личности Гусева А.Н, фактических обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного преступления.
Мировой судья правильно не применил ст. 64 УК РФ при назначении наказания, так как ст. 64 УК РФ применяется при наличии исключительных обстоятельств. Исключительность смягчающих обстоятельств закон связывает с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления. Причем суд должен прийти к выводу о том, что какое-либо отдельное исключительное обстоятельство существенно уменьшает степень общественной опасности совершенного преступления.
Принимая во внимание, что Гусев А.Н. ранее осуждался по приговору от 19.05.2003 года за преступление, предусмотренное ч.1 ст.105 УК РФ, относящееся к категории особо тяжких преступлений, неотбытое наказание за которое частично было присоединено по ст.70 УК РФ по приговору от 30.03.2018 года, по которому осужден за преступление небольшой тяжести, освобожден 29.12.2018 года;
по приговору от 18.10.2019 года осужден также за преступление небольшой тяжести, освобожден 17.02.2020 года;
судимость по приговору от 30.03.2018 года (с учетом ст.70 УК РФ) на момент совершения 28.10.2020 года преступления, предусмотренного ч.1 ст.112 УК РФ (преступление небольшой тяжести) по настоящему приговору не снята и не погашена, - в соответствии с ч.1 ст.18 УК РФ в действиях Гусева А.Н. содержится рецидив преступлений, признанный мировым судьей.
Указание судом апелляционной инстанции о признании судом рецидива преступлений, который в силу п. "б" ч.2 ст.18 УК РФ является опасным, является технической ошибкой, на срок назначенного Гусеву А.Н. наказания не повлияло, и не является безусловным основанием для изменения апелляционного постановления.
Согласно ч.3 ст.68 УК РФ, при любом виде рецидива преступлений, если судом установлены смягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 61 УК РФ, срок наказания может быть назначен менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, но в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.
Наличие у осужденного Гусева А.Н. смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст.61 УК РФ само по себе не является безусловным основанием для применения ч.3 ст.68 УК РФ, в соответствии с которой при рецидиве преступлений возможно назначение осужденному наказания в виде лишения свободы менее 1/3 максимального срока, предусмотренного за совершенные преступления. Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для применения правил ч.3 ст.68 УК РФ.
По своему виду и размеру назначенное Гусеву А.Н. наказание отвечает целям исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, а также принципам справедливости и гуманизма.
В силу п. "в" ч.1 ст. 58 УК РФ правильно определен вид исправительного учреждения.
С учетом данных о личности Гусева А.Н. мировой судья не усмотрел оснований для применения положений ст. 73 УК РФ.
Окончательное наказание Гусеву А.Н. назначено по правилам ч.5 ст.69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору от 22 марта 2021 года.
В соответствии с ч.5 ст. 69 УК РФ, в окончательное наказание засчитывается наказание, отбытое по первому приговору суда.
При назначении окончательного наказания по приговору от 21 июня 2021 года по ч. 5 ст. 69 УК РФ решен вопрос о зачете наказания, отбытого по приговору от 22.03.2021 года с 22 марта 2021 года по 21 июня 2021 года.
Учитывая правила ч.5 ст.69 УК РФ, что по приговору от 22.03.2021 года и по приговору от 21.06.2021 года преступления являются преступлениями небольшой тяжести, по совокупности преступлений окончательное наказание назначаемое путем частичного сложения в виде лишения свободы не может превышать более чем наполовину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный за наиболее тяжкое из совершенных преступлений, что санкция ч.1 ст.112 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет, максимальный срок наказания не мог превышать 4 лет 6 месяцев лишения свободы, Гусеву А.Н. назначено окончательное наказание по правилам ч.5 ст.69 УК РФ в виде 1 года 8 месяцев лишения свободы, не превышающее более чем наполовину максимальный срок наказания в виде лишения свободы, предусмотренный ч.1 ст.112 УК РФ.
Довод осужденного о том, что при назначении окончательного наказания по ч.5 ст.69 УК РФ следовало учесть, что на момент вынесения приговора 21.06.2021 года ему оставался к отбытию всего 1 месяц по предыдущему приговору, а не присоединять более, основан на неправильном понимании норм уголовного закона.
Законность назначенного осужденному Гусеву А.Н. наказания по правилам ч.5 ст.69 УК РФ сомнений не вызывает.
Оснований для снижения наказания не усматривается.
При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности приговора были в полном объеме проверены судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка в апелляционном постановлении, которое полностью отвечает требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора и апелляционного постановления судами допущено не было.
С учетом изложенного кассационная жалоба осужденного Гусева А.Н. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13-401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор мирового судьи судебного участка N1 по Высокогорскому судебному району Республики Татарстан от 21 июня 2021 года и апелляционное постановление Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2021 года в отношении Гусева А.Н. оставить без изменения, кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.