Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Федотовой Е.В, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара и Администрации г.о. Самара на решение Самарского районного суда г. Самары от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 3 августа 2021 года по гражданскому делу N 2-497/2021 по иску Борзовой Марины Сергеевны к Департаменту опеки, попечительства и социальной политики Администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара об обязании включения в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Борзова М.С. обратилась в суд с иском к Департаменту опеки, попечительства и социальной политики Администрации г..о. Самара, Администрации г..о. Самара об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения. В обоснование требований указала, что истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Родители лишены родительских прав на основании решения Клявлинского районного суда Самарской области. Распоряжением Администрации Клявлинского района от 3 июня 2002 года N 444 установлено попечительство за несовершеннолетней Борзовой М.С, 10 июля 1990 года рождения, в форме приемной семьи Ананьевой В.А, определено место жительства с приемными родителями по адресу: "адрес". На основании приказа директора детского дома-школы N 11-в1 от 3 сентября 2004 года Борзова М.С. зачислена с 3 сентября 2004 года в детский дом-школу. В период с 1 июня 2011 года по 29 ноября 2019 года истица отбывала наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима, в связи с чем, не имела возможности обратиться с соответствующим заявлением об обеспечении жилым помещением. Борзова М.С. обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г..о. Самара с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением первого заместителя Главы г..о.
Самара N 23 от 15 января 2021 года Борзовой М.С. отказано во включение ее в указанный список. С таким решением истица не согласна, поскольку у нее отсутствует жилое помещение по прежнему месту жительства. Кроме того, истица имеет временную прописку у своей тети по адресу: "адрес". Жилые помещения на праве собственности Борзова М.С. не имеет. Борзова М.С, уточнив исковые требования, просила признать отказ Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г..о. Самара незаконным, обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г..о. Самара включить Борзову М.С, 10 июля 1990 года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признать за Борзовой М.С. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г..Самара и Самарской области.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 3 августа 2021 года, исковые требования Борзовой М.С. удовлетворены. Суд признал за Борзовой М.С. право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. Признано незаконным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара от 15 января 2021 года N 23 в части отказа Борзовой М.С. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. Суд обязал Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара включить Борзову М.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории г.о. Самара с даты подачи заявления.
Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара и Администрация г.о. Самара обратились с кассационной жалобой, в которой просят постановленные судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Борзовой М.С. отказать.
Представитель Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара и Администрации г.о. Самара - Алехина Т.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что решением Клявлинского районного суда Самарской области от 17 мая 2002 года Борзова Л.Г, 1970 года рождения, и Борзов С.Г, 1966 года рождения, лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Борзовой М.С, 10 июля 1990 года рождения.
Постановлением Администрации Клявлинского района N 444 от 3 июня 2002 года несовершеннолетняя Борзова М.С. передана в приемную семью Ананьевой В.Я. За несовершеннолетней Борзовой М.С. закреплена жилая площадь по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации Клявлинского района Самарской области N 296 от 30 июня 2004 года определено направить Борзову М.С. в государственное учреждение и содержать за счет государства.
На основании приказа директора детского дома-школы N 11-в1 от 3 сентября 2004 года Борзова М.С. зачислена с 3 сентября 2004 года в детский дом-школу.
Согласно справке директора ГБОУ школы-интерната г.о. Отрадный N 159 от 2 сентября 2020 года, Борзова М.С. обучалась в учреждении с 31 августа 2004 года по 31 августа 2007 года и находилась на полном государственном обеспечении, так как относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно учтенной карточки ребенка, оставшегося без попечения родителей, в период с 2007 года по 30 июня 2010 года Борзова М.С. обучалась Тольяттинском индустриально-педагогическом колледже, приказом N 300-кс от 19 сентября 2007 года зачислена на полное государственное обеспечение, место проживание: "адрес", закрепленная жилая площадь: "адрес".
В период с 1 июня 2011 года по 29 ноября 2019 года Борзова М.С. содержалась в местах лишения свободы, что подтверждается справкой об освобождении.
Из поквартирной карточки следует, что Борзова М.С. с 12 августа 2004 года по 10 июля 2020 года была зарегистрирована по адресу: "адрес", где вместе с ней зарегистрированы Борзова Л.Г. (мать), Борзов Д.С. (брат).
Из справки МП г.о. Самара "ЕИРЦ" от 11.09.2020 г. N 3/3984 следует, что Борзова М.С. с 10 июля 2020 года зарегистрирована по месту пребывания, по адресу: г. Самара, ул. Брошевского, д. 80, кв. 19 (квартира двоюродной сестры) до 10 июля 2021 года.
Согласно ответу на запрос Самарского областного отделения Средне- Волжского филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 1 августа 2020 года N 6149гп, Борзова М.С. до 5 августа 1998 года строений и жилья на территории г. Самары и Волжского района не имела, право на приватизацию на территории г. Самары и Волжского района не использовала.
Как усматривается из уведомления об отсутствии в ЕГРН от 3 августа 2020 года N, за Борзовой М.Н. не зарегистрировано прав на объекты недвижимого имущества в период с 31 января 1998 года по 31 июля 2020 года.
Согласно справке МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор" от 5 октября 2020 года, Борзова М.С. в реестре собственников не значится и право приватизации в г. Тольятти не использовала.
Как следует из ответа на запрос ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" N 01-3/1662 от 6 октября 2020 года, Борзова М.С. строений и жилья на территории г.о. Отрадный и Кинель - Черкасского района Самарской области не имела, правовая регистрация не осуществлялась, право бесплатной приватизации не использовано.
Из ответа Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 30 апреля 2021 года N 601/4 следует, что Борзова М.С, 10 июля 1990 года рождения, не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района Клявлинский Самарской области.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у Борзовой М.С. права на однократное предоставление ей благоустроенного жилого помещения из жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, невозможности своевременного обращения истицы в компетентный орган с заявлением о включении ее в список по вопросу постановки на жилищный учет до достижения возраста 23 лет ввиду наличия уважительных причин. Также суд учел, что жилое помещение, в котором Борзова М.С. имела регистрацию по месту жительства до 10 июля 2020 года, принадлежит ее матери Борзовой Л.Г, которая лишена родительских прав, что свидетельствует о невозможности проживания истицы в данном жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Доводы кассационной жалобы о том, что истица с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обратилась в возрасте 30 лет, т.е. за пределами достижения ею возраста 23 лет, не могут служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истицы об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку судами предыдущих инстанций установлено, что истица относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и до достижения 23 лет имела право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако, с 2011 года по 2019 года отбывала наказание в местах лишения свободы, что объективно препятствовало самостоятельно своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет, судебная коллегия соглашается с выводами, что после достижения 23 лет за Борзовой М.С. сохранилось право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещение из специализированного жилищного фонда.
Отсутствие факта постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий названной категории лиц, не может являться основанием для лишения истицы гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.
Доводы кассационной жалобы о том, что Борзова М.С. не обладала правом на обеспечение жилыми помещениями в возрасте до 18 лет и до 23 лет, так как постановлением Администрации Клявлинского района от 3 июня 2002 N 444 "Об образовании приемной семьи" за ней была закреплена жилая площадь по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку, как правильно указано судами предыдущих инстанций, жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", в котором Борзова М.С. имела регистрацию по месту жительства до 10 июля 2020 года, принадлежит ее матери Борзовой Л.Г, которая лишена родительских прав.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с указанием судов предыдущих инстанций, что смена истицей постоянного места жительства в рассматриваемом случае не может являться основанием для лишения ее права на включение в список лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонд, при условии, что такое право у нее возникло до 1 января 2013 года и не было реализовано по независящим от Борзовой М.С. причинам, поэтому право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемых судебных постановлений и не могут повлечь их отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского районного суда г. Самары от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 3 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара и Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Е.В. Федотова
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.