Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К.
Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 ноября 2021 г.
по административному делу по административному иску Шагербиева В.М. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, Управлению ГИБДД Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, начальнику МРЭО ГИБДД N1 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Дикинову А.Р. о признании незаконным решения МРЭО ГИБДД N1 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 19 февраля 2020 г. об аннулировании регистрации транспортного средства и возложении на МРЭО ГИБДД N1 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике обязанности восстановить регистрацию транспортного средства.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шагербиев В.М. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, Управлению ГИБДД Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, начальнику МРЭО ГИБДД N1 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Дикинову А.Р. о признании незаконным решения МРЭО ГИБДД N1 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 19 февраля 2020 г. об аннулировании регистрации транспортного средства и возложении на МРЭО ГИБДД N1 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике обязанности восстановить регистрацию транспортного средства.
В обоснование требований указано, что Шагербиев В.М. является собственником автобуса марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", паспорт транспортного средства "данные изъяты", идентификационный номер и номер кузова которого не установлены. 22 декабря 2020 г..выявлен факта отсутствия (демонтажа) заводской таблички с дублирующим номером идентификационной маркировки кузова, о чем инспектором дорожно-патрульной службы Государственной инспекции дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городскому округу Нальчик составлен протокол осмотра места происшествия. Согласно заключению экспертов ЭКЦ МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 18 января 2021 г..N 4641 не установленное лицо в не установленном месте умышленно изменило маркировочные обозначения номера кузова данного средства путем его уничтожения в результате неоднократного химического воздействия (травления), восстановление первоначальной идентификационной маркировки шасси невозможно. Указанные обстоятельства послужили основанием к возбуждению уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также к составлению государственным инспектором Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения N 1 Министерства внутренних дел по Кабардино- Балкарской Республике Жемуховым Р.Х. заключения (согласовано с начальником МРЭО ГИБДД N 1 МВД по Кабардино-Балкарской Республике Дикиновым А.Р. и утверждено 18 февраля 2021 г..временно исполняющим обязанности начальника УГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике Яльмеевым Р.З.) с выводами о невозможности идентификации указанного транспортного средства и необходимости прекращения государственного учета и уведомления собственника последнего о таком прекращении.
Впоследствии, 19 февраля 2021 г..на основании заключения государственный учет указанного транспортного средства был прекращен, а начальником МРЭО ГИБДД N 1 МВД по Кабардино-Балкарской Республике в адрес Шагербиева В.М. направлено письменное уведомление от 20 февраля 2021 г..N 40/393 о таком прекращении. Шагербиев В.М. указывал, что идентификационный номер, номера шасси и двигателя на его автобусе уничтожены в результате естественной коррозии, его маркировка не имеет признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения, доказательства несоответствия автобуса требованиям безопасности дорожного движения отсутствуют, с момента регистрации прошло более пяти лет, по прошествии которых она прекращению (аннулированию) не подлежала.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2021 г. требования Шагербиева В.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 ноября 2021 г. решение суда отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, поданной 8 декабря 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 17 декабря 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта суда второй инстанции, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. От Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике представлено заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителя.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами, Шагербиев В.М. является собственником автобуса марки "данные изъяты", государственный регистрационный знак "данные изъяты", идентификационный номер и номер кузова которого не установлены, о чем выдан паспорт транспортного средства от 15 августа 2014 г. N "адрес" с отметкой о причинах маркировки в результате естественной коррозии.
22 декабря 2020 г. выявлен факта отсутствия (демонтажа) заводской таблички с дублирующим номером идентификационной маркировки кузова, о чем инспектором дорожно-патрульной службы Государственной инспекции дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городскому округу Нальчик Кожаковым К.Б. составлен рапорт и протокол осмотра места происшествия от 22 декабря 2020 г.
Согласно заключению экспертов ЭКЦ МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 18 января 2021 г. N 4641 не установленное лицо в не установленном месте умышленно изменило маркировочные обозначения номера кузова данного средства путем его уничтожения в результате неоднократного химического воздействия (травления), восстановление первоначальной идентификационной маркировки шасси невозможно.
Указанные обстоятельства послужили основанием к возбуждению уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем вынесено постановление от 18 января 2021 г, а также направлению сведений об этом в УГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике и МРЭО ГИБДД N1 МВД по Кабардино-Балкарской Республике.
При поступлении указанных документов государственным инспектором Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения N 1 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Жемуховым Р.Х. проведена проверка и составлено заключение, которое согласовано с начальником МРЭО ГИБДД N 1 МВД по Кабардино-Балкарской Республике Дикиновым А.Р. и утверждено 18 февраля 2021 г. временно исполняющим обязанности начальника УГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике Яльмеевым Р.З, с выводами о невозможности идентификации указанного транспортного средства и необходимости прекращения государственного учета и уведомления собственника последнего о таком прекращении.
19 февраля 2021 г. на основании заключения государственный учет указанного транспортного средства был прекращен, а начальником МРЭО ГИБДД N 1 МВД по Кабардино-Балкарской Республике Дикиновым А.Р. в адрес Шагербиева В.М. направлено письменное уведомление от 20 февраля 2021 г. N 40/393 о таком прекращении, выставлении в розыск государственного регистрационного знака транспортного средства, свидетельства о регистрации и объявлено о запрете участия в дорожном движении с 19 января 2021 г.
Постановлением от 20 мая 2021 г. уголовное дело по факту выявления транспортного средства с измененными маркировочными обозначениями прекращено в связи с истечением сроков давности уголовного преследования по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вещественное доказательство - транспортное средство возвращено собственнику Шагербиеву В.М.
Установив соответствие оспариваемого решения об аннулировании регистрации транспортного средства требованиям пункта 59 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764, пункту 6 части 1 статьи 18, подпунктам 1 и 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции оставил требования Шагербиева В.М. без удовлетворения.
С таким выводом суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, рассматривая административное дело по апелляционной жалобе Шагербиева В.М, пришел к выводу о наличии оснований для безусловной отмены решения суда, поскольку к участию в административном деле не привлечено должностное лицо, утвердившее оспариваемое заключение 18 февраля 2021 г. - временно исполняющий обязанности начальника УГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике Яльмеев Р.З, в качестве надлежащего соответчика.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции о принятии решения о правах и об обязанностях должностного лица, не привлеченного к участию в административном деле (временно исполняющего обязанности начальника УГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике Яльмеева Р.З.), не соответствующими нормам процессуального права.
Выводы суда апелляционной инстанции относительно непривлечения к участию в деле указанного должностного лица, являются ошибочными, поскольку обязательность привлечения к участию в деле в качестве соответчика всякое должностное лицо органа государственной власти, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются нормами административного судопроизводства не предусмотрена и поставлена в зависимость от существа административного иска и характера изложенных в нем требований административного истца.
В данном случае такая необходимость привлечения в качестве соответчика должностное лицо, утвердившее заключение, не возникла, несмотря на изложенное в пункте 59 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764, право главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) принимать решение о прекращении государственного учета транспортного средства, поскольку пунктом 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов и не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов.
Следовательно, предоставление главному государственному инспектору безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) права по прекращению государственного учета транспортного средства, является распределением полномочий, возложенных в целом на государственный орган власти в области безопасности дорожного движения.
В данном случае, такой орган - Управление ГИБДД Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, а также само Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков.
Мотивы суда апелляционной инстанции, полагавшего о том, что решение о прекращении регистрационного учета транспортного средства является принятым с момента утверждения заключения 18 февраля 2021 г. временно исполняющим обязанности начальника УГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике Яльмеевым Р.З, также по существу относятся к оценке соблюдения процедуры принятия решения, однако само прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением, о чем указано в пункте 59 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764. При этом начальник МРЭО ГИБДД N1 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Дикинов А.Р. также указан административным истцом в качестве административного ответчика.
Более того, административным истцом, который самостоятелен в установленных пределах в определении способа защиты, требования непосредственно к временно исполняющему обязанности начальника УГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике Яльмееву Р.З, утвердившему заключение 18 февраля 2021 г, не заявлены, а негативных правовых последствий в виде возложения каких-либо обязанностей непосредственно на данное должностное лицо не усматривается.
В силу части 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Таким образом, при отсутствии материальных и процессуальных норм, обязывающих привлекать к участию в деле в качестве соответчика временно исполняющего обязанности начальника УГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике Яльмеева Р.З. по данному спору исходя из категории административных дел, а также отсутствии невозможности рассмотрения административного дела без его участия, круг лиц, участвующих деле судом первой инстанции, определен верно.
Поскольку судом апелляционной инстанции оценка доводам апелляционной жалобы по существу требований не дана, доводы кассационной жалобы в обоснование требования об оставлении в силе решения суда первой инстанции, не могут быть предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
При таком положении, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 ноября 2021 г. подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 ноября 2021 г. отменить, административное дело направить в тот же суд на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 февраля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.