Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2022 г. по делу N 16-274/2022-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 3" Фадеев Д.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия от 27 мая 2021 года N 228, решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 июля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 17 сентября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 3" (далее также - ООО "ЖЭК N 3", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия от 27 мая 2021 года N 228, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 июля 2021 года и решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 17 сентября 2021 года, ООО "ЖЭК N3" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Фадеев Д.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ЖЭК N 3" к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с частью первой статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Как усматривается из материалов дела, 24 марта 2021 года в ходе проведения должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия административного расследования, возбужденного на основании обращений ФИО4, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" от 30 марта 2021 года N 244/01 в пробе горячей воды, отобранной из крана на кухне квартиры, расположенной по адресу: "адрес"А, "адрес", содержание железа составляет 3, 23 ? 0, 80 мг/дм3, что не соответствует требованиям пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21, таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2, - исследуемый показатель превышает гигиенический норматив 0, 3 мг/дм3 более, чем на величину ошибки метода определения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 15 апреля 2021 года, экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Мордовия" от 30 марта 2021 года N 244/01, договором управления многоквартирным домом от 13 июня 2019 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "ЖЭК N 3" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что ООО "ЖЭК N 3" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятельны.
ООО "ЖЭК N 3" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенном по адресу: "адрес"А с внутренней сетью водопровода.
Из материалов дела следует, что отбор проб горячей воды производился из водопроводного крана в квартире в зоне балансовой принадлежности и ответственности ООО "ЖЭК N3".
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ООО "ЖЭК N3", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ЖЭК N3" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "ЖЭК N3" в пределах, предусмотренных санкцией статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст.3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Мордовия от 27 мая 2021 года N 228, решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 июля 2021 года и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 17 сентября 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 3" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 3" Фадеева Д.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.