Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 г. по делу N 16-813/2022-
Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции Подкопаев Н.Н., рассмотрев жалобу Могилевцева Р.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 12 июля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 20 августа 2021 года, вынесенные в отношении Могилевцева Р.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 12 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 20 августа 2021 года, Могилевцев Р.А. признан виновным и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что 2 июля 2021 года в 20 час. 30 мин. повторно не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Саратовской области, а именно, находился в магазине " ***" по адресу: ***, без защитно-лицевой маски, чем нарушил требования постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В жалобе Могилевцев Р.А. просит отменить состоявшиеся решения, мотивируя это тем, что не был информирован о Правилах поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, данные Правила носят рекомендательный характер, в связи с чем, считает, что какая-либо ответственность за их неисполнение не предусмотрена.
Указывает, что в протоколе об административном правонарушении не указаны конкретные правила поведения, которые им нарушены.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, считаю, что оснований для её удовлетворения не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Часть 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Пунктом 1.15.1 данного Постановления (в редакции, действующей в момент совершения административного правонарушения) установлено, что граждане обязаны носить лицевые маски в общественных местах, к которым относятся здания, строения, в которые имеют доступ все желающие физические лица, организации, предназначенные для оказания населению различных услуг (бытовых, аптечных, почтовых, финансовых, оздоровительных, образовательных и иных услуг), магазины, предприятия рознично-торговой сети, общественный транспорт, такси, парковки, лифты, а также относятся улицы и иные публичные места при наличии там массового скопления людей и при отсутствии соблюдения между ними социальной дистанции, определенной настоящим пунктом.
Как усматривается из материалов дела, 2 июля 2021 года в 20 час. 30 мин. в период действия режима повышенной готовности, введенного в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Саратовской области, Могилевцев Р.А, будучи привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, находился в магазине " ***" по адресу: ***, без защитно-лицевой маски, в нарушение требований п. 1.15.1 Постановления Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении; рапортом должностного лица; протоколом опроса свидетелей Н.А.А. и С.А.А.; письменными объяснениями Могилевцева Р.А.; копией постановления Балашовского районного суда Саратовской области от 14 декабря 2020 года.
С учётом обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что Могилевцев Р.А. повторно не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Саратовской области в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и верно квалифицировали его действия по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждениям Могилевцева Р.А. судебное разбирательство по делу проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства и было направлено на всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств по делу. Судом были созданы необходимые условия для реализации Могилевцевым Р.А. своих прав.
В ходе судебного разбирательства тщательно выяснялись все доводы, выдвинутые в защиту Могилевцева Р.А, которые обоснованно признаны неубедительными с приведением подробных мотивов, по которым эти доводы признаны несостоятельными.
Доводы жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, в частности о неуказании, какие именно Правила поведения были нарушены Моглилевцевым Р.А, подлежат отклонению, поскольку названный протокол составлен уполномоченным должностным лицом и отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит все сведения, необходимые для правильного разрешения дела.
Иные доводы, содержащиеся в жалобе, в том числе утверждения о том, что Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации носят рекомендательный характер, являются неубедительными и основаны на неверном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, в связи с чем не могут служить основанием для освобождения Могилевцева Р.А. от ответственности за указанное правонарушение.
При этом, отсутствие доказательств надлежащего информирования Могилевцева Р.А. с правилами поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, обоснованность выводов судебных инстанций о его виновности в совершении вмененного правонарушения не опровергают, поскольку, вопреки указанию заявителя, Постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года N 208-П "О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)" официально опубликовано в установленном законом порядке в средствах массовой информации, доступных неограниченному кругу лиц.
Вопреки убеждению заявителя, действующие Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации не предусматривают обязательного обеспечения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями граждан средствами индивидуальной защиты при введении режима повышенной готовности.
К доводу жалобы о том, что Могилевцев Р.А. намеревался приобрести маску в магазине, но получив отказ в обслуживании на кассе, вызвал сотрудников полиции, отношусь критически, как к избранному способу защиты от предъявленного обвинения. Ранее Могилевцев Р.А. данную версию не высказывал ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Административное наказание назначено Могилевцеву Р.А. в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, данных о личности, его семейного и имущественного положения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, а потому является справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 12 июля 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 20 августа 2021 года, вынесенные в отношении Могилевцева Р.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Могилевцева Р.А. - без удовлетворения.
Председатель суда Н.Н. Подкопаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.