Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2022 г. по делу N 16-881/2022-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К, , рассмотрев жалобу Власенковой Л В на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 24 Выгоничского судебного района Брянской области - мирового судьи судебного участка N 30 Выгоничского судебного района Брянской области от 22 июля 2021 года, решение судьи Выгоничского районного суда Брянской области от 9 ноября 2021 года, вынесенные в отношении Власенковой Л В по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 24 Выгоничского судебного района Брянской области - мирового судьи судебного участка N 30 Выгоничского судебного района Брянской области от 22 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Выгоничского районного суда Брянской области от 9 ноября 2021 года, Власенкова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Власенкова Л.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Власенковой Л.В. к административной ответственности) розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно подпункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта) для целей данного закона под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного закона.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных данным законом.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования указанного закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта).
Основанием для вынесения постановления о назначении Власенковой Л.В. административного наказания по части 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что она 25 марта 2021 года в 15 часов 45 минут, находясь по адресу: "адрес" осуществила незаконную розничную продажу алкогольной спиртосодержащей пищевой продукции домашней выработки - самогона, крепостью 40, 6 %, объемом 0, 436 литра по цене 100 рублей, то есть осуществила незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена.
При рассмотрении жалобы Власенковой Л.В. судья Выгоничского районного суда Брянской области согласился с выводами мирового судьи.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу пункта 6 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Исходя из положений части 6 статьи 28.7, части 1 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам административного расследования при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 названного кодекса, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 названного кодекса.
Из материалов дела следует, что 26 марта 2021 года УУП ОУУП и ПДН ОП "Выгоничский" МО МВД России "Почепский" Дробышевской Н.С. вынесено определение о возбуждении в отношении Власенковой Л.В. дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.11).
24 июня 2021 года тем же должностным лицом в отношении Власенковой Л.В. составлен административный протокол N по части 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В доводах своей жалобы, поданной в районный суд, и в ходе ее рассмотрения Власенкова Л.В. последовательно утверждала, что в отношении нее производство по делу об административном правонарушении было ранее прекращено.
Опровергая данный довод, судья районного суда в решении от 9 ноября 2021 года указал, что вопреки доводам жалобы в материалах дела отсутствует постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Между тем, в материалах дела имеется постановление о прекращении административного расследования от 24 мая 2021 года (л.д.30), согласно которому административное расследование по факту сбыта Власенковой Л.В. спиртосодержащей жидкости прекращено в связи с истечением срока его проведения.
О принятом решении Власенкова Л.В. извещена письмом от 27 мая 2021 года (исх. N 54-1/3915).
В то же время, направленная в адрес Власенковой Л.В. копия постановления от 24 мая 2021 года отличается от имеющейся в материалах дела.
Согласно данной копии дело об административном правонарушении по факту сбыта Власенковой Л.В. спиртосодержащей продукции прекращено.
Однако данное обстоятельство оставлено без внимания при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания вышестоящей судебной инстанцией, а доводы Власенковой Л.В. в указанной части не получили надлежащую оценку; должностное лицо по данному факту не опрашивалось.
С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судом не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Выгоничского районного суда Брянской области от 9 ноября 2021 года, вынесенное в отношении Власенковой Л.В, подлежит отмене.
Дело с жалобой Власенковой Л.В. на постановление мирового судьи от 22 июля 2021 года подлежит возвращению на новое рассмотрение в Выгоничский районный суд Брянской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Выгоничского районного суда Брянской области от 9 ноября 2021 года, вынесенное по жалобе Власенковой Л В по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Выгоничский районный суд Брянской области.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.