Дело N 13а-32/2021
88а-71/2022
г. Саратов 1 февраля 2022 года
Судья судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее УФССП по Республике Мордовия) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 сентября 2021 года по административному делу по заявлению администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛА:
администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия (далее также - Администрация) обратилась в суд с названным заявлением, просила освободить от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N 15650/21/13001-ИП, указала, что Администрацией предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, возможности приобрести жилое помещение самостоятельно, вне установленной законом процедуры, Администрация не имеет.
Определением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 14 июля 2021 года в удовлетворении поданного Администрацией заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 сентября 2021 года определение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 14 июля 2021 года отменено, заявление администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия удовлетворено, Администрация освобождена от взыскания исполнительского сбора.
23 декабря 2021 года подана кассационная жалоба через Ардатовский районный суд Республики Мордовия, поступившая в Первый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2022 года, в которой Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия просит отменить апелляционное определение и оставить в силе определение районного суда. Считает, что судами не дана объективная оценка фактическим обстоятельствам дела; утверждает, что значимых мер по исполнению решения суда Администрация не предприняла, наличие обстоятельств непреодолимой силы не доказала.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 12 апреля 2021 года на администрацию Ардатовского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность предоставить Дудиной Ю.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированого жилого помещения по месту ее жительства на территории г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, общей площадью не менее 33 кв. м. В случае невозможности предоставления специализированого помещения в г. Ардатов Ардатовского муниципального района Республики Мордовия с согласия Дудиной Ю.Ю. ей может быть предоставлено специализированное жилое помещение в другом населенном пункте.
Решение Ардатовского районного суда Республики Мордовия от 12 апреля 2021 года вступило в законную силу 18 мая 2021 года.
27 мая 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам УФССП России по Республике Мордовия Шишуевой Т.А. в отношении администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия возбуждено исполнительное производство N 15650/21/13001-ИП, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Администрацией 31 мая 2021 года.
30 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам УФССП России по Республике Мордовия Шишуевой Т.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30 июля 2021 года.
Отказывая в удовлетворении заявления администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия об освобождении о взыскании исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, что после возбуждения исполнительного производства каких-либо определенных действий либо конкретных мер для его исполнения Администрацией не предпринято, чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств либо непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, послуживших основанием для неисполнения судебного решения в установленный срок, не установлено и доказательств их наличия, как судебному приставу-исполнителю, так и суду не представлено.
Отменяя определение районного суда и удовлетворяя заявленные требования об освобождении о взыскании исполнительского сбора, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что предоставление жилого помещения, приобретаемого за счет средств республиканского бюджета, не зависит исключительно от действий Администрации, последняя не имела реальной возможности исполнить решение суда в отношении Дудиной Ю.Ю. в течение установленного пятидневного срока вследствие объективных причин. Администрацией предприняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, ее вины в неисполнении в срок исполнительного документа не установлено.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора (пункт 74).
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Положениями Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 года N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органам местного самоуправления передается государственное полномочие Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, включающее, в том числе, приобретение и строительство жилых помещений для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями; предоставление жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот на основании заключенных договоров найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Республики Мордовия (пункты 2, 3 статьи 2). Финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления названным Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия (часть 1 статьи 6).
Судом апелляционной инстанции установлено, что у Администрации отсутствовало свободное жилье, в связи с чем не имелось возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства в установленный срок.
В 2021 году администрация Ардатовского муниципального района Республики Мордовия обращалась в Министерство образования Республики Мордовия с заявлением о выделении дополнительных денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Собственные средства в бюджете Ардатовского муниципального района Республики Мордовия на реализацию данного государственного полномочия отсутствуют.
Согласно сообщению, адресованному главам муниципальных районов Республики Мордовия 3 февраля 2021 года, на плановый период 2021-2022 годов бюджетом Республики Мордовия предусмотрено финансирование на выполнение переданных полномочий 45130, 9 тысяч рублей.
Из заявления главы Ардатовского муниципального района Республики Мордовия, адресованного 16 июня 2021 года исполняющему обязанности Министра образования Республики Мордовия, следует, что на 2021 и 2022 год бюджетом Республики Мордовия предусмотрено финансирование на выполнение переданных полномочий в объеме по 3 910 401 рублей (3 детей в год).
По состоянию на 5 июля 2021 года администрацией Ардатовского муниципального района Республики Мордовия не исполнено 21 решение по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, по договорам найма специализированных жилых помещений.
По состоянию на 5 июля 2021 года Администрацией не исполнено 21 судебное решение по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, данных о том, что при наличии предоставленных субвенций Администрация допустила бездействие и не предприняла мер по приобретению жилых помещений в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо не предоставила их взыскателю, судами не установлено и автор кассационной жалобы на такие обстоятельства не ссылается.
Вопреки утверждениям заявителя кассационной жалобы, оценка значимости предпринятых Администрацией мер (направление обращений о предоставлении финансирования) определяется в данном случае невозможностью исполнить решение суда за счет иных источников кроме предоставляемых субвенций.
Ссылки в кассационной жалобе на недоказанность невозможности приобретения жилья для взыскателя в силу обстоятельств непреодолимой силы не могут быть приняты во внимание, поскольку невозможность надлежащего исполнения вследствие непреодолимой силы является критерием ответственности только при осуществлении предпринимательской деятельности (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации), которую в данном случае Администрация, являясь органом местного самоуправления, не осуществляла.
Доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности принятого апелляционной инстанцией судебного акта, кассационная жалоба не содержит, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья О.Н. Найденова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.