Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солтыс Е.Е.
судей Спрыгиной О.Б, Балашова А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора к администрации Кромского района Орловской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления
по кассационной жалобе администрации Кромского района Орловской области на решение Кромского районного суда Орловской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 21 апреля 2021 года
заслушав докладчика по делу судью Спрыгину О.Б, судебная коллегия
установила:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор (далее - прокурор) обратился в суд к администрации Кромского района Орловской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование заявленных требований указывал на то, что в ходе проведенной по поручению прокуратуры Орловской области проверки установлены нарушения в деятельности ответчика, связанные с непринятием мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на землях, находящихся в муниципальной собственности. В частности, на земельном участке общей площадью 15829 кв. м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", Большеколчевское сельское поселение выявлена свалка отходов площадью 12303, 87 кв. м.
Указанный земельный участок не являлся ранее и не является на текущий момент легитимно используемым объектом хранения отходов, не включен в Территориальную схему обращения с отходами и государственный реестр объектов размещения отходов, не отвечает признакам сооружения, которое могло бы быть объектом размещения отходов, однако на нем в нарушение требований санитарных норм и правил длительное время складируются отходы потребления.
Поскольку собственником участка - администрацией Кромского района не принимаются меры к обеспечению защиты земель от загрязнения отходами производства и потребления, соблюдению экологических и санитарно-гигиенических норм и правил, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан, прокурор просил суд обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов площадью 12303, 87 кв. м на земельном участке общей площадью 15829 кв. м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: Орловская область, Кромский район, Большеколчевское сельское поселение, свалка.
Решением Кромского районного суда Орловской области от 14 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Орловского областного суда от 21 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Суд обязал администрацию Кромского района Орловской областии в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов площадью 12 303, 87 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером 57:09:0040201:781, расположенном по адресу: Орловская область, Кромский район, Большеколчевское сельское поселение, свалка.
В кассационной жалобе администрация Кромского района Орловской области оспаривает законность апелляционного определения по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных у них причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие сторон.
Проверив законность апелляционного определения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Кромского районного совета народных депутатов Орловской области N112 от 17 апреля 1986 г. Кромскому районному производственному управлению жилищно-коммунального хозяйства выделен земельный участок площадь. 2, 00га из состава земель для организации свалки отходов и подъездного пути к ней площадью 0, 36 га за счет существующей дороги.
Как следует из пояснений ответчика, указанный участок впоследствии был разделен на два: в настоящее время это участок с кадастровым номером N (включен в государственный реестр объектов размещения отходов) и участок с кадастровым номером 57:09:0040201:781, являющиеся смежными по отношению друг к другу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером N находится в собственности городского поселения Кромы, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ по поручению Управления Роспотребнадзора по "адрес" было проведено обследование вышеуказанных земельных участков филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в "адрес" в "адрес"".
Данным обследованием установлено, что земельный участок с кадастровым номером N представляет собой место временного хранения твердых коммунальных отходов. Поверхность площадки имеет твердое покрытие (асфальт), по периметру - земляной вал, обособленную сеть ливнестоков с фильтрующим колодцам, наблюдательную скважину для контроля состояния грунтовых вод, отходы размещены на относительно ровной площадке, что соответствует положения п. п. 3.7, 3.9 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
Вместе с тем, хранение отходов осуществляется на открытой площадке беспорядочными насыпями в виде нескольких гряд без складирования по видам и группам отходов; отходы, размещенные на участке, не защищены от воздействия атмосферных осадков или ветров (не укрыты брезентом, не оборудованы навесом); информации о размещении площадки с подветренной стороны по отношению к жилой застройке, что не соответствует п. 3.7 указанного СанПиН.
Кроме того, было отмечено, что въезд на территорию участка свободный, ограждений или шлагбаумов не установлено. Не представлены установленные лимиты накопления промышленных отходов, определенные в составе проекта обращения с отходами (который также не представлен), информация о категории предприятия, определяемая в соответствии с законодательством, что не позволило оценить объект на соответствие п. п. 3.11?3.16 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
Кроме того обследованием установлено, что с 2014 г. участок как место временного хранения отходов не используется, однако их вывоз или сортировка, обустройство площадки не ведется.
Обследованием территории Кромского района Орловской области заместителем главного государственного инспектора в Орловской области по использованию и охране земель подтверждено размещение твердых коммунальных отходов на площади 12303, 87 кв. м в пределах земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 15829 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Кромский район, Большеколчевское сельское поселение, свалка, принадлежащего на праве собственности городскому поселению Кромы орловской области и относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющегося вид разрешенного использования - для организации свалки отходов.
Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком и подтверждены имеющимися в материалах дела решением Кромского районного совета народных депутатов Орловской области N112 от 17 апреля 1986г, выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером N, актом санитарно-эпидемиологического обследования N7-1161-ГЗ-О-5762-08.10.2020 от 14 октября 2020 года; актом обследования территории Кромского района Орловской области заместителем главного государственного инспектора в Орловской области по использованию и охране земель от 12 октября 2020 года и схемой к нему.
Разрешая спор, установив изложенные выше обстоятельства по делу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 58 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 3, 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного прокурором иска, поскольку, вопреки доводам ответчика, на спорный объект положения законодательства, позволяющие до 1 января 2023 г. использовать объекты размещения отходов без внесения их в Государственный реестр таких объектов, не распространяются, так как свалка не отвечает признакам специально оборудованного для этого сооружения и, следовательно, не может считаться санкционированной. Кроме того, районный суд указал, что несанкционированная свалка, на которой осуществляется хранение отходов в нарушение санитарных норм и правил, с учетом ее расположения вблизи населенного пункта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем подлежит ликвидации.
Судебная коллегия Первого кассационного суда с выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается, находит их законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам, установленным по делу и собранным по делу доказательствам.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания закреплено положениями ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В ст. 3 Закона об охране окружающей среды указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. п. 1, 2).
Согласно ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15).
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня года 1998 N 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня года 1998 года N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (часть 7).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Закона об отходах производства и потребления).
При этом сооружение определяется как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
ГОСТом 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" даны понятия объектов размещения отходов: Полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки (п. 4.11), а также несанкционированные свалки отходов: Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13).
Пунктом 1 ст. 11 Закона об отходах производства и потребления установлен запрет ввода в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
При этом определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. п. 2, 6, 7 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления).
Пунктами 1 и 2 ст. 13 данного федерального закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что размещение отходов возможно только на объектах размещения отходов, к которым относятся специальные сооружения, оборудованные в соответствии с действующими экологическими, санитарными и иными требованиями, которые должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов и отвечать требованиям проектно-разрешительной документации и регламента эксплуатации такого объекта. Выброс и складирование отходов непосредственно на почву запрещается.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что на принадлежащем городскому поселению Кромы Орловской области спорном земельном участке расположена свалка бытовых отходов, не эксплуатируемая, но и не ликвидируемая по момент разрешения спора судом. Не оспаривались ответчиком также те обстоятельства, что администрация муниципального района исполняет полномочия местной администрации указанного поселения; объект размещения отходов на территории Кромского района Орловской области, соответствующие требованиям законодательства, на спорном земельном участке не создавался, в эксплуатацию не вводился, в Государственный реестр объектов размещения отходов не внесен, проектно-разрешительная документация, технический паспорт и регламент эксплуатации на него не составлялись.
В силу п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с абз. 19 ст. 6, ч. 1 ст. 13.3 Закона об отходах производства и потребления в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
На основании п. 8 ст. 5 Закона Орловской области от 24 декабря 2015 г. N 1896-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области", п. 1 ч. 1 постановления Правительства Орловской области от 18 февраля 2016 г. N 49 "Об определении уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области на осуществление полномочий, предусмотренных Законом Орловской области от 24 декабря 2015 г. N 1896-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области", п. 6.13.2. Положения о Департаменте строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 г. N 425, Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области 16 сентября 2019 г. издан приказ N 443 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными отходами, Орловской области" (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Пунктом 7.2 раздела 7 территориальной схемы обращения с отходами утверждены реестры действующих объектов размещения отходов на территории Орловской области (приложения А10.1, А10.2, А11).
Однако, использование земельного участка с кадастровым номером 57:09:0040201:781, общей площадью 15829 кв. м, по адресу: Орловская обл, Кромский район, Большеколчевское сельское поселение в действующей редакции территориальной схемы обращения с отходами для размещения отходов не предусмотрено, как не предусматривалось его использование в таких целях и в ранее принятых редакциях территориальной схемы обращения с отходами (приказ Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 12 октября 2016 г. N 313; приказ Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 17 сентября 2018 г. N 454/1).
В соответствии с п. 2.1 ст. 29.1 Закона об отходах производства и потребления до 1 января 2023 г. запрет, установленный п. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в п. 8 настоящей статьи.
Пунктом 8 ст. 29.1 данного закона установлено, что до 1 января 2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 г. и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проверяя довод апелляционной жалобы о возможности включения спорного объекта в соответствующие перечень и реестр, судом апелляционной инстанции был получен ответ Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 19 апреля 2021 года о том, что по состоянию на 14 января 2021 год (дата вынесения решения суда), а также по состоянию на 19 апреля 2021 год в адрес Департамента заявление от администрации Кромского района Орловской области о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, введенного в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации не поступало. Согласно общедоступной информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, какой-либо объект размещения отходов на вышеуказанном участке по состоянию на указанные выше даты в государственный реестр объектов размещения отходов не внесен.
Самой администрацией Кромского района Орловской области суду апелляционной инстанции представлены сведения о том, что 1 августа 2019г. ею направлялась информация начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по объекту накопленного вреда окружающей среде (районная свалка) с кадастровым номером 57:09:0040201:781 для включения данного объекта в программу рекультивации в рамках федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология". 7 августа 2019 года данный участок предлагался ООО "УК "Зеленая роща" для размещения мусоросотрировочной станции в Кромском районе Орловской области, однако положительного ответа на это получено не было. По состоянию на 23 ноября 2020г.г. спорный объект администрацией Кромского района Орловской области заявлен как объект накопленного вреда окружающей среде (районная свалка), а 12 марта 2021 в адрес заместителя главы района - начальника отдела сельского хозяйства Алдошина А.И. поступило коммерческое предложение по вопросу разработки проектно-сметной документации по ликвидации (рекультивации, вывоза и др. способов) вышеуказанной несанкционированной свалки.
Таким образом, по состоянию на дату разрешения спора и рассмотрения дела судом апелляционной инстанции спорный объект не включен в территориальную схему обращения с отходами, в перечень и государственный реестр объектов размещения отходов.
Раздел 2 Методических рекомендаций по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях Российской Федерации, актуализированных письмом Росприроднадзора от 23 мая 2012 г. N ВК- 03-03- 36/6231, определяет несанкционированные места размещения отходов как территории, не предназначенные для размещения отходов, а места несанкционированного размещения ТБО как свалки ТБО, эксплуатируемые без предусмотренной законодательством проектной и разрешительной документации (лицензии - в части деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности), а также захламление земель ТБО, хранение и захоронение ТБО в не предназначенных для их размещения местах.
Вышеуказанные положения действующего законодательства позволяют сделать вывод о том, что любые объекты, на которых размещаются твердые бытовые отходы, не введенные в эксплуатацию, а также введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие соответствующей документации, не включенные в государственный реестр размещения отходов либо в перечень таких объектов на территории соответствующего субъекта, являются территориями, не предназначенные для размещения отходов.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела бесспорно установлено наличие отходов потребления на земельном участке ответчика, хотя и отведенном первоначально для целей размещения отходов, но не оборудованном в соответствии с действующим законодательством как объект размещения отходов, не введенном в установленном порядке в эксплуатацию, не включенном в перечень объектов размещения отходов на территории субъекта и в государственный реестр объектов размещения отходов, судебная коллегия находит правильным выводы судов первой и апелляционной инстанций как в части признания спорного объекта несанкционированной свалкой, так и в части возложения ответственности на администрацию района за ее ликвидацию.
Утверждение ответчика об отсутствии у него права на ликвидацию свалки ввиду отсутствия прямого указания на такое полномочие в законе судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку п. 18 ч. 1 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения и муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Указанное полномочие во взаимосвязи с приведенными выше правовым регулированием не только не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов, но и напрямую обязывает органы местного самоуправления осуществлять указанную деятельность.
Ссылку ответчика на Приказ Минприроды РФ от 25 февраля 2010 г. N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов", в котором открытые площадки с грунтовым или водонепроницаемым покрытием отнесены к видам объектов размещения отходов, судебная коллегия полагает несостоятельной, поскольку согласно письму Минприроды РФ от 11 июля 1995 г. N 01-11/29-2002 "О Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации" объектами инвентаризации являются и санкционированные, и несанкционированные места размещения отходов, что по смыслу закона не исключает необходимость ликвидации последних.
К доводу ответчика о возможности включения спорного участка в вышеуказанный перечень и реестр до 1 января 2023 г. при отсутствии документальных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что соответствующая процедура инициирована и находится в стадии реализации, суд апелляционной инстанции обоснованно отнёсся критически, поскольку ответчиком представлены сведения о том, что в отношении данного участка имеется намерение рекультивировать его, что неизбежно предполагает ликвидацию свалки, а не ее приведение в соответствие с требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и дальнейшую эксплуатацию.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушений, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кромского районного суда Орловской области и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кромского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий "данные изъяты" "данные изъяты"
Судьи "данные изъяты" О.Б. Спрыгина
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.