Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 января 2022 г. по делу N 16-214/2022-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника администрации Серовского городского округа Попович Ларисы Викторовны на постановление главного государственного санитарного врача в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах от 17 мая 2021 года, решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 10 июня 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 19 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении администрации Серовского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного санитарного врача в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах от 17 мая 2021 года N 254/09, оставленным без изменения решением судьи Серовского районного суда Свердловской области от 10 июня 2021 года (N 12-218/2021), решением судьи Свердловского областного суда от 19 августа 2021 года (N 72-861/2021), администрация города Серов (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными решениями, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Дело, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 21 декабря 2021 года.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, определено, что контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
На основании п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам. В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Частью 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 23 апреля 2021 года при проведении административного расследования в отношении администрации Серовского городского округа по факту обращения гражданина на отсутствие контейнерной площадки для сбора и хранения ТКО вблизи его проживания на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 32/09 от 23 апреля 2021 года, установлено отсутствие контейнерной площадки мест временного складирования ТКО по адресу: г. Серов, пер. 8 Марта, д. 15, а также обнаружено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению отходов производства и потребления, выразившееся в нарушении действующих санитарных норм. Расстояние от ближайшей контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной у д. N 9 по ул. Советской Конституции в г. Серове Свердловской области, до жилого дома N 15 по пер. 8 Марта в г. Серове Свердловской области составляет 202 метра, что не соответствует требованиям п. 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Фактические обстоятельства совершения администрацией административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, оценив которые всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судьи пришли к обоснованному выводу о виновности администрации в совершении вмененного ей административного правонарушения. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Доводы жалобы о том, что ширина дороги по пер. 8 Марта, д. 15 в г. Серове составляет 5 метров и изначально противоречит нормам п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, установление дополнительной контейнерной площадки по указанному переулку в условиях плотной жилой застройки может повлечь существенное нарушение прав третьих лиц, поскольку расстояние от других жилых домов будет менее 20 метров, в отношении указанного района было принято комиссионное решение об установке контейнерной площадки по ул. Советской Конституции, д. 9, это место является единственным наиболее удаленным от жилой застройки местом, не состоятельны и не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Судьи районного и областного суда, проверяя данный довод администрации, обоснованно указали, что действующее законодательство предусматривает различные способы организации сбора и накопления отходов. Доказательств принятия юридическим лицом каких-либо мер по организации и созданию площадки для сбора и накопления отходов не представлено. Комиссионное определение места сбора отходов осуществлено с целью сокращения санитарного разрыва для домов по ул. Советской Конституции, расположенных у данной площадки. Действующие санитарные правила, как и предшествующие им, предусматривают лишь уменьшение не более чем на 25% установленных санитарных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Серовского городского округа, контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов, расположенная у д. 9 по ул. Советской Конституции в г. Серове Свердловской области (идентификатор 1.361.142), предназначена для сбора и накопления отходов физических лиц, проживающих в домах N 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 (Лесозавод) по ул. Советской Конституции в г. Серове. Указанный реестр не содержит сведений о том, что в качестве источников образования отходов данной площадки выступают жители пер. 8 Марта.
К кассационной жалобе приложены выписка из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Серовского городского округа, согласно которой в настоящее время контейнерная площадка N 1.361.142 предназначена для сбора ТКО, образуемых жителями домов по ул. 8 марта и пер. 8 марта, и письмо главы Серовского городского округа от 18 октября 2021 года, адресованное ООО "Компания "РИФЕЙ", однако эти доказательства не свидетельствуют об отсутствии в деянии администрации вмененного ей состава административного правонарушения, выявленного 23 апреля 2021 года. Возможное устранение нарушения после его выявления и возбуждения дела об административном правонарушении не является основанием для освобождения администрации от предусмотренной законом ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к верным выводам о том, что администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях привлекаемого к административной ответственности лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Таким образом, администрация обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, содержит сведения, необходимые для рассмотрения дела, включая событие административного правонарушения.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности администрации соблюдены.
Административное наказание администрации назначено в минимальном размере, с применением положения ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, менее размера штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, оно является справедливым, соответствующим требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалоб администрации на постановление судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалоб была дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пп. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного санитарного врача в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах, начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах от 17 мая 2021 года, решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 10 июня 2021 года, решение судьи Свердловского областного суда от 19 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в отношении администрации Серовского городского округа оставить без изменения, жалобу ее защитника - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Тетюев С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.