Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2022 г. по делу N 16-396/2022-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу законного представителя ГБУ Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" Мальцева Н.Н. на постановление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области N 532 от 25 сентября 2020 года, представление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области N 7 от 25 сентября 2020 года, решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 8 июня 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 14 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУ Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области N 532 от 25 сентября 2020 года ГБУ Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" (далее также - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей.
В адрес Учреждения 25 сентября 2020 года должностным лицом внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Решением Армизонского районного суда Тюменской области от 8 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 14 июля 2021 года, постановление должностного лица изменено путем исключения из его описательно-мотивировочной части указания на наличие в действиях Учреждения отягчающего административную ответственность обстоятельства в виде повторного совершения административного правонарушения, размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей; в остальной части постановление и представление оставлены без изменения.
В жалобе на состоявшиеся по делу акты законный представитель юридического лица Мальцев Н.Н, указывая на их необоснованность и незаконность, просит их отменить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Статьей 62 ЛК РФ установлено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (часть 1); проводится в соответствии с проектом лесовосстановления, который разрабатывается в соответствии со статьей 89.1 настоящего Кодекса (часть 6).
В соответствии с пунктом 53 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 года N 188 (действующих в период возникновения спорных правоотношений) дополнению (посадке взамен погибших растений) подлежат лесные культуры с приживаемостью 25 - 85%. Дополнение проводится в количестве, обеспечивающем количество деревьев главных пород, предусмотренных в таблицах 1 Приложений 1 - 40 к настоящим Правилам.
В соответствии со статьей 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что 01 июня 2020 года должностным лицом отдела Государственной инвентаризации лесов произведен натурный осмотр лесного участка, расположенного в квартале 27 выделах 2, 13 Армизонского участкового лесничества Армизонского лесничества Тюменской области, в результате которого установлено, что по состоянию на 31 октября 2019 года ГБУ Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" допущено нарушение законодательства в области воспроизводства лесов и лесоразведения, а именно: дополнение лесных культур проведено не на всех участках с неравномерным отпадом, в результате чего приживаемость составила 20, 6% - 906 шт. на 1 га (в соответствии с приложением 21 Правил лесовосстановления установлено количество не менее 2 000 шт. деревьев "сосна обыкновенная" в травяной группе типов лесов на 1 га).
Работы по мероприятиям на обеспечение охраны, защиты и воспроизводству лесов от Учреждения приняты 31 октября 2019 года, 09 июня 2020 года заключение о приемке выполненных работ отменено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом ГБУ Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ.
Кроме того, должностным лицом в адрес Учреждения внесено представление, которым на юридическое лицо возложена обязанность принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, усилить контроль за выполнением мероприятий по лесовосстановлению и уходу за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Судья районного суда в ходе рассмотрения жалобы в порядке 30.6 КоАП РФ, установив, что защитник юридического лица не был допущен на составление протокола по делу об административном правонарушении по причине того, что он не является законным представителем юридического лица (л.д. 93), пришел к выводу, что указанное обстоятельство прав юридического лица не нарушает (л.д. 100).
Судья областного суда с указанными выводами согласился.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе об административном правонарушении отражается, в том числе, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (часть 2); при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4).
Установленный законом порядок составления протокола является обязательным для органов и должностных лиц, возбуждающих дело об административном правонарушении.
Полномочия защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены статьей 25.5 КоАП РФ. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (часть 4); защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, пользоваться иными процессуальными правами (часть 5).
Толкование приведенных норм в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что защитник, чьи полномочия удостоверены надлежащим образом, имеет право присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, в целях обеспечения правовой возможности для защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Как достоверно установлено в ходе рассмотрения дела, протокол об административном правонарушении от 11 августа 2020 года в отношении Учреждения составлен в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица, копия протокола направлена почтой.
При этом защитник юридического лица - директор Армизонского филиала ГБУ Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" Чемакин О.А. не был допущен на составление протокола, поскольку, как следует из пояснений главного специалиста Ишимского межрайонного отдела Департамента лесного комплекса Тюменской области "данные изъяты" защитник может быть допущен к участию в деле только после составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, доверенностью от 06 августа 2020 года Чемакин О.А. был наделен правом на представление интересов Учреждения, в том числе во всех государственных органах со всеми правами, которые предоставлены защитнику по делу об административном правонарушении.
Не допустив к составлению протокола об административном правонарушении защитника, полномочия которого были удостоверены в соответствии с законом, должностное лицо нарушило гарантированное Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 48) право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на получение юридической помощи, что является существенным процессуальным нарушением.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении дела. Участие защитника при рассмотрении дела об административном правонарушении также не устраняет процессуальное нарушение, допущенное на стадии возбуждении дела.
В связи с чем протокол об административном правонарушении не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано в статье 29.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 указанной нормы судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
С учетом изложенного также подлежит отмене представление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области N 7 от 25 сентября 2020 года, основанное на установленных постановлением должностного лица административного органа обстоятельствах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области N 532 от 25 сентября 2020 года, представление начальника Ишимского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области N 7 от 25 сентября 2020 года, решение судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 8 июня 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 14 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГБУ Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.