Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области, общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года по административному делу N 3а-28/2021 по административному исковому заявлению Манякина Андрея Валерьевича о признании недействующим пункта 9 приложения N 2 "Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для прочих категорий потребителей в Тюменской области" к распоряжению Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25 декабря 2018 г. N 624/01-21 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, объяснение представителей Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области Смаковой Е.Ю, общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" Андроновой О.Г, поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения Манякина А.В, его представителя Одинцовой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для жилых помещений и для прочих категорий потребителей в Тюменской области установлены распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25 декабря 2018 г. N 624/01-21 (далее - распоряжение Департамента от 25.12.2018 N 624/01-21).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для прочих категорий потребителей в Тюменской области установлены приложением N 2 к указанному распоряжению.
Согласно пункту 9 приложения N 2 к распоряжению Департамента от 25.12.2018 N 624/01-21 для таких объектов как садоводческие некоммерческие товарищества установлен норматив накопления отходов на одного участника (члена): 160, 62 кг/год и 1, 37 куб. м./год.
Распоряжение Департамента от 25.12.2018 N 624/01-21 вступило в силу с 1 января 2019 года, размещено на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, 25.12.2018.
С 1 января 2019 года деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тюменской области обеспечивает ООО "Тюменское экологическое объединение", которому по результатам проведения конкурсного отбора присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО в Тюменской области.
Манякин А.В, будучи собственником земельного участка и жилого дома, расположенных на территории СНТ "Березка-4", а также являясь членом названного товарищества, обратился в суд с административным иском об оспаривании пункта 9 приложения N 2 к указанному распоряжению.
Решением Тюменского областного суда от 11 мая 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года указанное решение суда первой инстанции отменено и по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Манякина А.В. удовлетворено, пункт 9 приложения N 2 к распоряжению Департамента от 25.12.2018 N 624/01-21 признан недействующим со дня принятия.
Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области и ООО "Тюменское экологическое объединение", не согласившись с таким судебным актом суда апелляционной инстанции, в кассационных апелляционной жалобах просят апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Полагают ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о нарушении порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Административным истцом представлены возражения относительно доводов жалоб.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, выслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемого судебного акт не находит.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья (преамбула).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 6 указанного федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов представляет собой среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Пунктом 2 статьи 24.10 Закон об отходах производства и потребления предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.10 Закон об отходах производства и потребления нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).
В соответствии с пунктом 4 названных правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.
Так, в соответствии с пунктом 8 Правил определения нормативов на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
Приложением N 1 к Методическим рекомендациям определены категории объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов, среди таких объектов предусмотрены садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества.
Методические рекомендации, как следует из их содержания, описывают проведение замеров отходов, а также сроки проведения, определение расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер, адресованы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и не являются актом, содержащим новые правовые нормы, на основании которых реализуются права и обязанности заявителя и иных лиц.
Для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых:
а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;
б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;
в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.
Рекомендуется определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения.
В силу статьи 1 Устава города Тюмени город Тюмень является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа.
Суд апелляционной инстанции, проверив и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные административным ответчиком доказательства, связанные с определением участков поселений и городских округов на территории Тюменской области, а также последующим выбором объектов каждой категории на таких участках в целях проведения замеров отходов и, соответственно, определения нормативов и установив, что норматив накопления ТКО для садоводческих некоммерческих товариществ расположенных в пределах территории Тюменской области, установлен только исходя из показателей, полученных на территории муниципального образования город Тюмень, без учета социально-экономических особенностей иных муниципальных образований (поселений и городских округов), пришел к обоснованному выводу о несоответствии этого норматива Правилам определения нормативов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в адресном перечне объектов, на которых проводились замеры отходов в Тюменской области, содержащемся в экспертном заключении, применительно к категории объектов "садоводческие кооперативы, садово-огороднические товарищества, иные потребительские кооперативы" указаны адреса нахождения контейнерных площадок только трех объектов данной категории, расположенных в г. Тюмень: "Меридиан", Московский тракт, 5 км; "Радуга", Московский тракт, 5 км; "Рябинка", Московский тракт, 5 км.
В материалы дела представлены паспорта названных объектов общественного назначения: СНТ "Меридиан", СНТ "Радуга", СНТ "Рябинка", расположенных в г. Тюмень.
Из представленных ведомостей первичных записей определения массы и объема ТКО (составленных по каждому сезону), сводных сезонных ведомостей определения нормативов накопления ТКО видно, что замеры отходов по категории объектов "садоводческие кооперативы, садово-огороднические товарищества, иные потребительские кооперативы" проводились на трех объектах: СНТ "Меридиан", СНТ "Радуга", СНТ "Рябинка", расположенных в муниципальном образовании г. Тюмень.
Заключение суда апелляционной инстанции о несоответствии указанным правилам нормативов накопления ТКО для садоводческих некоммерческих товарищества, расположенных в Тюменской области, обусловлено нарушениями, допущенными при определении территории, где проводились замеры отходов в целях определения соответствующих нормативов, вследствие чего замеры были выполнены с нарушением установленного пунктами 7 и 8 11 Правил определения нормативов предписаний о необходимости выбора участков поселений и городских округов, применительно к численности населения, проживающего на этих территориях и последующего определения объектов на выбранных участках поселений и городских округов.
Фактически замеры были выполнены только на территории одного района одного муниципального образования - городской округ город Тюмень.
При этом участки данного городского округа в зависимости от численности населения не определялись, на территориях других муниципальных образований замеры не проводились, в связи с чем части суд апелляционной инстанции посчитал установленным факт нарушения порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами апелляционного суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Ссылки в кассационных жалобах на то, что отсутствие возможности проведения замеров на других территориях, подлежат отклонению, поскольку в данном случае судом разрешался вопрос законности нормативного правового акта по административному иску, поданному в соответствии со статьей 208 КАС РФ в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого судом дана оценка законности этого акта вне привязки к конкретным правоотношениям, конкретным нарушениям прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, и проведена проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме этого соответствующие возражения судом апелляционной инстанции отклонены, как недоказанные.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 КАС РФ).
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательства, Судебная коллегия считает, что вывод суда апелляционной инстанции о признании указанного нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим является правильным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Судом апелляционной инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 августа 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области и общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.