Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П. и Трапезниковой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Степанова Виталия Витальевича на решение Пермского краевого суда от 27 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 сентября 2021 года по административному делу N 3а-737/2021 по административному исковому заявлению Степанова Виталия Витальевича о признании не действующим Закона Пермского края от 01 сентября 2006 г. N 13-КЗ " О премиях Пермского края в области науки".
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Законодательным Собранием Пермской области и Законодательным Собранием Коми-Пермяцкого автономного округа 17 августа 2006 года принят Закон Пермского края "О премиях Пермского края в области науки".
01 сентября 2006 г. указанный закон подписан Губернатором Пермского края и ему присвоен номер 13-КЗ.
Закон Пермского края от 01.09.2006 N 13-КЗ "О премиях Пермского края в области науки" опубликован в изданиях "Российская газета", N 202, 12.09.2006, "Собрание законодательства Пермского края", N 10, 19.10.2006, вступил в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Степанов В.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Закон Пермского края от 01.09.2006 N 13-КЗ "О премиях Пермского края в области науки" (далее - Закон Пермского края), полагая, что оспариваемый закон противоречит положениям пункта 1 статьи 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ). Указывал, что оспариваемым законом не предусмотрены критерии и порядок оценки достижений соискателей премий Пермского края в области науки Законодательным Собранием Пермского края и губернатором Пермского края, отсутствие таких правовых предписаний фактически приводит к тому, что губернатор и Законодательное Собрание соглашаются с предложением Совета по присуждению премий Пермского края в области науки в определении лауреатов конкурса, вместе с тем такое постановление о присуждении премии принимает именно Законодательное Собрание, что приводит к нарушению принципа разделения властей, самостоятельности их функционирования.
Решением Пермского краевого суда от 27 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 сентября 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Степанова В.В. отказано.
В кассационной жалобе административный истец, не согласившись с такими выводами нижестоящих судебных инстанций, просит отменить, состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска ввиду неправильного применения судами норм материального права, ссылаясь на доводы, которые аналогичны изложенным в административном исковом заявлении.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Законодательное Собрание Пермского края, губернатор Пермского края и прокуратура Пермского края просят в её удовлетворении отказать, полагая, что обжалуемый судебные акта решение является законными, а жалоба не содержит доводов, опровергающих правильность выводов судов.
Лица, участвующие о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно неё, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Законом Пермского края установлено, что Премии Пермского края в области науки (далее - премии) устанавливаются для поощрения и поддержки талантливых ученых, работающих на предприятиях и в организациях Пермского края, за оригинальные научные работы, открытия, изобретения и научно-исследовательские разработки, имеющие большое научное и практическое значение для Пермского края, отечественной и мировой науки (в ред. Закона Пермского края от 18.12.2017 N 158-ПК).
Устанавливаются премии первой и второй степени, присуждаемые на конкурсной основе
Выдвижение работ и кандидатов на соискание премий производится учеными, научными, техническими, научно-техническими советами научных организаций, образовательных организаций высшего образования, организациями независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории Пермского края.
В целях обеспечения конкурсных процедур отбора соискателей премий Пермского края в области науки создаётся Совет по присуждению премий Пермского края в области науки (далее - Совет) - постоянно действующий коллегиальный орган.
Выдвижение работ и кандидатов на соискание премий предусматривает их предварительное и всестороннее общественное обсуждение, для чего перечень работ соискателей, допущенных Советом к участию в конкурсе, публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки Пермского края не позднее чем за один месяц до присуждения премий (статьи 1, 2).
Порядку принятия решения о присуждении премии посвящена статья 4 Закона Пермского края.
Так, в целях упорядочения деятельности Совета нормативным правовым актом губернатора Пермского края утверждается Положение о деятельности Совета по присуждению премий Пермского края.
Распоряжением губернатора Пермского края утверждается председатель и персональный состав Совета из числа ведущих ученых, представителей общественности, ведущих промышленных предприятий Пермского края, исполнительных и законодательных органов государственной власти Пермского края.
На Совет помимо прочих, возлагаются функции по рассмотрению поступивших работ, материалов и документов, включая их экспертизу, с привлечением ведущих ученых и специалистов соответствующих областей знаний; подготовке предложений по присуждению премий и представление материалов на утверждение губернатору Пермского края.
Совет образует секции по соответствующим научным направлениям для экспертной оценки материалов, представляемых на соискание премий.
Рассмотрение поступивших работ, материалов и документов Советом, включая их экспертизу и подготовку предложений по присуждению премий, осуществляется ежегодно, не позднее 30 августа.
Постановление о присуждении премий принимается Законодательным Собранием Пермского края по представлению губернатора Пермского края до 30 октября текущего года.
С учетом содержания приведенных положений оспариваемого нормативного правового акта суды сделали правильный вывод о том, что Закон Пермского края принят Законодательным Собранием Пермского края в пределах имеющихся у него полномочий. Порядок издания нормативного правового акта, требования, установленные для его государственной регистрации и опубликования, также были соблюдены.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 30 марта 2020 года Министерство образования и науки Пермского края на своем официальном сайте разместило объявление о проведении в 2020 году конкурса на соискание премий Пермского края в области науки, в том числе за лучшую работу в области социально-экономических и общественных наук, в котором указано, что на конкурс представляются работы как одного кандидата, так и авторских коллективов, завершенные в 2017-2020 годах.
На указанный конкурс на соискание премии Пермского края в области науки за 2020 год было подано 13 заявок в области социально-экономических и общественных наук, в том числе выдвинут административный истец, наименование заявки: цикл научных работ Степанова В.В, посвященных защите прав собственников помещений в многоквартирном доме, изданных в 2017-2020 годах.
По результатам работы экспертных секций и голосованию Совета административный истец не был признан лауреатом. Премия за лучшую работу в области социально-экономических и общественных наук присуждена другому лицу.
Проанализировав положения Закона Пермского края, предшествующие судебные инстанции, пришли к выводу о том, что предметом регулирования оспариваемого закона являются отношения по предоставлению ученым Пермского края в установленном порядке премий, которые являются мерой поддержки и поощрения данных лиц за вклад в региональную, отечественную и мировую науку. Выдвижение работ и кандидатов на соискание премий производится учеными, научными, техническими, научно-техническими советами научных организаций, образовательных организаций высшего образования, организациями независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории Пермского края. На соискание премии могут быть заявлены работы, внесшие значительный вклад в развитие естественных, технических, гуманитарных, социально-экономических и общественных наук, одного кандидата или авторских коллективов. На конкурс могут быть представлены научные работы, завершенные соискателем в течение трех предыдущих лет, а не созданные после объявления конкурса. Проведение конкурса не направлено на достижение какой-либо конкретной цели, так же как и не обозначен его конкретный результат. Положения Закона Пермского края по существу устанавливают организационные и финансовые основы премирования ученых Пермского края, расходные обязательства Пермского края на осуществление премирования и регулируют отношения, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Исходя из таких выводов, суды пришли к обоснованному заключению о том, что отсутствуют основания относить конкурсе на соискание премии Пермского края в области науки в соответствии с Законом Пермского края к публичному конкурсу, предусмотренному статьей 1057 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы административного истца об отсутствии в Законе Пермского края критериев и порядка оценки соискателей премии Пермского края в области науки Законодательным Собранием Пермского края и Губернатором Пермского края, мотивированно отклонены, поскольку в данном законе урегулированы полномочия Законодательного Собрания Пермского края, Губернатора Пермского края, исполнительного органа государственной власти Пермского края - Министерства образования и науки Пермского края, а также порядок проведения оценки научных достижений соискателей премии, критерии, которым должны соответствовать научные труды претендентов.
Также, по мнению нижестоящих судебных инстанций, вопреки позиции административного истца, указанные им обстоятельства не приводят к нарушению принципа разделения властей, а Закон Пермского края не противоречит требованиям пункта 1 статьи 23 Федерального закона 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, поскольку представительный орган государственной власти, с учетом соблюдения принципа самостоятельного осуществления полномочий, проведение оценки научных достижений соискателей премии, критерии, которым должны соответствовать научные труды претендентов, возложил оспариваемым положениями на Совет по присуждению премий.
Само по себе закрепление в законе такого порядка о присуждении премий права кандидатов на соискание премий не нарушает и не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление прав граждан.
Каких-либо нормативных предписаний, имеющих большую юридическую силу, которые бы по-иному устанавливали порядок принятия решения о присуждении премии, не имеется.
Установив, что Закон Пермского края не противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Степанова В.В.
Обжалуемые судебные акты содержат правовой анализ норм, регулирующих рассматриваемые отношения, должным образом мотивированы, в них отражены все юридически значимые обстоятельства по делу, перечисленные в части 3 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения административного спора о проверке законности оспоренного закона, нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения, применены и истолкованы правильно в соответствии с их содержанием, получили оценку судов доводы, имеющие значение для настоящего дела.
Доводы кассационной жалобы являются аналогичными представленным при рассмотрении дела и были предметом исследования и оценки судов, которая, как указано выше, является правильной.
По существу эти доводы направлены на переоценку выводов нижестоящих судебных инстанций, приведенных в обжалуемых судебных актах, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не свидетельствуют о незаконности обжалованных решения суда первой инстанции и апелляционного определения апелляционного суда общей юрисдикции.
Предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Пермского краевого суда от 27 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 01 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степанова Виталия Витальевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 24 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.