Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при помощнике Тютюнике Н.Н, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1891/2021 по апелляционной жалобе Заболонского Дмитрия Борисовича на решение Московского городского суда от 2 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении административных исковых требований Заболонского Дмитрия Борисовича о признании недействующими отдельных положений приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителей административного истца Волковой И.Б, Курило В.Д, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы Снегиревой А.И, заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (https://www.mos.ru/) и 2 декабря 2014 года опубликованным в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Пунктом 1.2 постановления утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 2).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, опубликованным на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 27 ноября 2015 года, 1 декабря 2015 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, в пункте 1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП исключены слова "на 2015 и последующие налоговые периоды".
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, опубликованным 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также 13 декабря 2018 года в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69 том 1 (постановление, приложение 1 (начало)), 13 декабря 2018 года "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 69 том 2 (приложение 1 (окончание), приложение 2), Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, 27 ноября 2019 года опубликованным на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 10 декабря 2019 года в изданиях "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 1 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 2 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68 том 3 (приложение 1 (окончание), приложение 2), названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год. Постановление 25 ноября 2020 года опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 8 декабря 2020 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 1, (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 2, (приложение 1 (продолжение), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 3, (приложение 1 (окончание), приложение 2 (начало), "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 68, том 4, (приложение 2 (окончание)).
Под пунктом 2657 в Перечень на 2019 год, под пунктом 5886 в Перечень на 2020 год, под пунктом 9548 в Перечень на 2021 год включено помещение с кадастровым номером N, расположенное в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Заболонский Д.Б, являясь собственником указанного помещения, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими вышеназванные пункты приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", ссылаясь на то, что здание, в котором расположено спорное помещение, не отвечает требованиям пункта 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку площадь нежилых помещений, используемых по коммерческому назначению составляет менее 3000 кв.м.
Решением Московского городского суда от 2 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Заболонский Д.Б. просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование указывает на нарушение судом принципа процессуальной экономии при рассмотрении дела, в частности, судом к участию в деле привлечена Госинпекция, явка представителя которой была признана судом обязательной, однако в связи с тем, что представитель в назначенное время не явился, отзыв не представил, суд неоднократно откладывал рассмотрение дела и вышел за пределы двухмесячного срока, предусмотренного законом для рассмотрения административных дел. При этом сведения о продлении срока рассмотрения дела, а также о наложении штрафа на Госинпекцию за невыполнение требований суда, в материалах дела отсутствуют.
Полагает, что понятие "машино-место" не тождественно понятию "нежилое помещение" и что к такому объекту по аналогии должен применяться критерий фактического использования здания (строения, сооружения) не более 20% нежилой площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Указывает, что оспаривание акта обследования Госинспекции, который положен в основу решения суда, в досудебном порядке не является обязательным, более того, названного права административный истец был лишен в виду несвоевременного уведомления его Департаментом об изменении порядка и сроков исчисления налога на имущество.
Участвующим в деле прокурором Макировой Е.Э, представителем административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы Романовской Л.А. принесены возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего решение не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП, которым утвержден Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты в установленных порядке и форме уполномоченным органом и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что административный ответчик в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказал законность включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В силу положений пункта 1 статьи 399, статьи 400, подпункта 6 пункта 1 статьи 400, пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на здание, строение, сооружение, помещение.
На территории города Москвы налог на имущество физических лиц исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года N 51 "О налоге на имущество физических лиц" с 1 января 2015 года, согласно статье 1 которого ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации)
На территории г. Москвы в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок определения вида фактического использования зданий).
В соответствии с положениями данного Порядка, мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (пункт 1.3); в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении (пункт 3.4). В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6).
Для целей настоящего Порядка объект общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оказываются услуги общественного питания, оснащенное специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания (пункт 1.4).
В пункте 1.5. Порядка определено, что фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что для включения в Перечень нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, необходима совокупность следующих условий: общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров и не менее 20 процентов от площади такого помещения используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета, принадлежащее административному истцу на праве собственности помещение с кадастровым номером N общей площадью 131, 7 кв.м находится в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес". Площадь здания составляет 17 691, 6 кв.м. Площадь нежилых помещений составляет 6 740 кв.м.
Согласно акту Госинспекции от 25 мая 2018 года N 9013950/ОФИ, 100 процентов площади нежилого помещения с кадастровым номером N используется для размещения объектов общественного питания.
В пунктах 1.3 и 1.4 акта указано, что мероприятие проведено с доступом в нежилое помещение, источником сведений, используемых для расчета показателей площадей являются результаты фактического обследования.
Фототаблица акта (раздел 5) содержит изображения фасада здания, входной группы, вывески "Кофейня Шоколоданица" ООО "ШокоХолдинг", изображение помещения, очевидно свидетельствующее об оказании в нем услуг общественного питания (наличие столов, стульев, витрин, стеллажей с продукцией, барной стойки, меню, наличие посетителей).
Оценив акт обследования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он является допустимым доказательством достоверно подтверждающим использование более 20 процентов помещения в целях, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
Представители административного истца в суде апелляционной инстанции пояснили, что на фото в акте запечатлено помещение площадью 103, 0 кв.м.
Согласно экспликации к поэтажному плану здания данное помещение имеет наименование "зал обеденный (общепит)" и составляет более 20 процентов от общей площади помещения.
Остальные помещения (тамбур, умывальная, уборная, кладовая, кухня) являются вспомогательными. Отсутствие фотографий, выполненных в данных помещениях вопреки доводам административного истца на достоверность выводов акта не влияет.
Кроме того, из пояснений административного истца и выписки из ЕГРН следует, что помещение с кадастровым номером N в спорные периоды было передано в аренду ООО "ШокоХолдинг" и использовалось под размещение кафе "Шоколоданица".
Доводы апелляционной жалобы о том, что помещение подлежит исключению из Перечней ввиду того, что площадь нежилых помещений многоквартирного дома составляет менее 3000 кв.м, судебной коллегией отклоняются.
В силу положений статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений, в том числе о площади.
Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций", определяя в соответствии с положениями статьей 372 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую базу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в пункте 2.1 статьи 1.1 Закона устанавливает применительно к нежилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах два критерия: использования спорных помещений для размещения офисов, торговых объектов, общественного питания и (или) бытового обслуживания и критерий минимального размера общей площади нежилых помещений в многоквартирном доме (3000 кв.м) вне зависимости от предназначения последних.
Поскольку сведения об общей площади многоквартирного дома, превышающей 3000 кв.м, содержатся в техническом паспорте и являются не оспоренными, постольку суждение апеллянта о необходимости исключения из общей площади нежилых помещений гаражей, как не относящихся к нежилым помещениям основано на неправильном понимании приведенных норм права.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что помещение с кадастровым номером N относится к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Московского городского суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Заболонского Дмитрия Борисовича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.