Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края Мокроусова Д.В. на вступившие в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 9 декабря 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Ирк-Кумут" Дусарова С.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края Мокроусова Д.В. от 18 августа 2020 года директор ООО "Ирк-Кумут" Дусаров С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 9 декабря 2020 года названное постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 26 мая 2021 года указанное решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края Мокроусов Д.В. просит судебные акты отменить, постановление налогового органа оставить без изменения.
Директор ООО "Ирк-Кумут" Дусаров С.Ю, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше акты, возражения в установленный срок не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
На основании части 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации за период с 1 августа 2018 года по 31 декабря 2018 года установлено, что ООО "Ирк-Кумут" выплачена заработная плата в наличной форме из кассы предприятия по платежной ведомости N 120 от 19 декабря 2018 года нерезидентам на общую сумму 55 880, 52 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО "Ирк-Кумут" Дусарова С.Ю. к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Краснодарского краевого суда, рассматривая жалобу на решение нижестоящей судебной инстанции, указал, что выводы судьи районного суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения не основаны на материалах рассматриваемого дела и нормах национального законодательства, вместе с тем судьей краевого суда отмечено, что событие административного правонарушения имело место 19 декабря 2018 года, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела в Краснодарском краевом суде истек, что исключает возможность обсуждения вопросов о наличии или отсутствии в действиях директора ООО "Ирк-Кумут" Дусарова С.Ю. состава административного правонарушения.
Однако принятое судьей краевого суда решение нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два года.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Судье надлежало исчислять срок давности привлечения к административной ответственности не с момента выплаты заработной платы нерезидентам, а с момента выявления данных систематических нарушений.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, выявлены налоговым органом 21 июля 2020 года (л.д. 28).
При таких обстоятельствах, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в краевом суде не истек.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 поименованного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Ирк-Кумут" Дусарова С.Ю. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - направлению на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Требования заявителя жалобы в части обжалования решения судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 9 декабря 2020 года подлежат оставлению без рассмотрения по существу, поскольку учитывая обстоятельства настоящего дела, рассмотрение таковых может повлиять на результат нового рассмотрения жалобы краевым судом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО "Ирк-Кумут" Дусарова С.Ю. отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.