Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу защитника МУП г. Сочи "Водоканал", действующего на основании доверенности, Давыденко О.П. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 28 сентября 2020 года, решение судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 ноября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП г. Сочи "Водоканал",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 28 сентября 2020 года МУП г. Сочи "Водоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 ноября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 31 мая 2021 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник МУП г. Сочи "Водоканал", действующий на основании доверенности, Давыденко О.П. просит указанные процессуальные акты отменить, полагая их незаконными, необоснованными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения МУП г. Сочи "Водоканал" к административной ответственности) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Вышеуказанный способ накопления отхода "ил избыточный", не безопасен для окружающей природной среды, может привести к дальнейшему загрязнению почвенного грунта, недр.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального Закона РФ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий для окружающей среды.
Как следует из материалов дела, 31 июля 2020 года управлением Росприроднадзора совместно с Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой обследована территория очистных сооружений канализации "Дагомыс" расположенных по адресу: "данные изъяты" код объекта относится к II категории негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно предоставленной информации МУП г. Сочи "Водоканал" эксплуатирует комплекс водоотведения на основании распоряжения департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 20 сентября 2017 года N 1033-р.
В ходе обследования установлено, что в результате деятельности МУП г. Сочи "Водоканал" образуются отходы производства и потребления (ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод), которые размещены на поверхности, не имеющей твердого основания, вне специализированной площадки (площадка, покрытая асфальтобетонным основанием с дренажом), что является нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4, пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Сотрудниками Черноморо-Азовского морского управления совместно с привлечением специалистов Сочинского филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" 24 августа 2020 года проведено обследование территории на ОСК "Дагомыс" по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Барановское шоссе, 16 "В", в ходе которого выявлен участок земли без твердого покрытия размером 22м х 53м, на котором размещен иловый осадок с очистных сооружений.
Специалистами Сочинского филиала ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу" 24 августа 2020 года произведен отбор проб илового осадка, для определения класса опасности. На основании полученных результатов, согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" сделан следующий вывод: отход "Ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" соответствует 4 классу опасности.
Таким образом, МУП г. Сочи "Водоканал" как арендатор земельного участка в нарушение требований вышеприведенного законодательства не провел и не обеспечил проведение мероприятий по защите земель от загрязнения химическими веществами, иными веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Вышеизложенное является нарушением статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации; статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 10, 11 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 3, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 названного Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод нижестоящих инстанций о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, противоречат совокупности собранных доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях МУП г. Сочи "Водоканал" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МУП г. Сочи "Водоканал", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняло исчерпывающих мер по исполнению в полном объеме выданного предписания.
Административное наказание назначено МУП г. Сочи "Водоканал" в пределах санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении МУП г. Сочи "Водоканал" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых процессуальных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 28 сентября 2020 года, решение судьи Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 ноября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП г. Сочи "Водоканал" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.