Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В, рассмотрела кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Новороссийск на решение Октябрьского районного суда
г. Новороссийска от 14 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным и отмене постановления администрации, заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
прокурор города Новороссийска обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление администрации муниципального образования
г. Новороссийск (далее - администрация) от 14 января 2021 года N 147 "О предоставлении ФИО разрешения на условный вид разрешенного использования "объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест на территории участка): объекты для временного проживания (мини гостиниц, общежития, гостевые дома, доходные дома, иное временное жилье)" (далее - постановление N 147) для земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок). Также просил обязать администрацию отменить постановление N 147.
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 14 мая 2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2021 года решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 14 мая
2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 сентября 2021 года, администрация ставит вопрос об отмене решений судов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Определением судьи от 27 октября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснение начальника отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Манаева В.В, возражавшего против доводов жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных
Из материалов дела следует, что постановлением администрации от 23 ноября 2020 года N принято решение о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления ФИО разрешения на условный вид разрешенного использования "отдельно стоящие временные (некапитальные) объекты (не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду): павильоны розничной торговли и обслуживания населения" к основному виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы)" для спорного земельного участка.
23 декабря 2020 года прокуратурой г. Новороссийска в связи с тем, что законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрена возможность установления условного вида разрешенного использования в дополнение к основному виду, исполняющему обязанности заместителя главы администрации объявлено предостережение о недопустимости предоставления ФИО разрешения на условный вид разрешенного использования "отдельно стоящие временные (некапитальные) объекты (не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду): павильоны розничной торговли и обслуживания населения" к основному виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы)" для спорного земельного участка.
Вместе с тем постановлением N 147 ФИО предоставлено разрешение на условный вид разрешенного использования "объекты общественно-делового назначения: объекты для временного проживания" для спорного земельного участка.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что постановление N 147 противоречит требованиям градостроительного законодательства и подлежит отмене.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Нормы земельного и градостроительного законодательства позволяет правообладателю земельного участка выбирать вид разрешенного использования из любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка, а также претендовать на изменение условно разрешенного вида использования, но только с учетом мнения населения и других заинтересованных лиц, сложившегося по результатам публичных слушаний.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 ГрК РФ, с учетом положений статьи 39 ГрК РФ (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений ГрК РФ проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Решением городской Думы муниципального образования
г. Новороссийск от 19 июня 2018 года N утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании г. Новороссийск.
Так, в силу пунктов 1.2, 1.4 Положения публичные слушания - форма реализации прав жителей муниципального образования город Новороссийск на участие в процессе принятия органами местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения путем их публичного обсуждения.
Основными целями проведения публичных слушаний являются:
учет мнения жителей муниципального образования г. Новороссийск при принятии муниципальных правовых актов муниципального образования г. Новороссийск по наиболее важным вопросам местного значения;
осуществление непосредственной связи в правотворческой деятельности органов местного самоуправления с населением муниципального образования город Новороссийск;
формирование общественного мнения по обсуждаемым проектам муниципальных правовых актов муниципального образования г. Новороссийск.
По проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся публичные слушания или общественные обсуждения, в порядке, определенном данным положением, с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (пункт 1.6 Положения).
В нарушение вышеуказанных требований закона постановлением администрации от 23 ноября 2020 года N назначены публичные слушания по вопросу предоставления ФИО. разрешения на условный вид разрешенного использования "отдельно стоящие временные (некапитальные) объекты (не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду): павильоны розничной торговли и обслуживания населения" к основному виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, с размещением индивидуального жилого дома коттеджного типа с возможностью ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (без содержания скота и птицы)", тогда как на проведенных публичных слушаниях, согласно заключению 9 декабря 2020 года N, рассматривался вопрос предоставления разрешения на условный вид разрешенного использования "объекты общественно-делового назначения: объектов для временного проживания".
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что органом местного самоуправления не принималось решение о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления ФИО разрешения на условный вид разрешенного использования "объекты общественно-делового назначения: объекты для временного проживания" для спорного земельного участка, и как следствие данное решение не опубликовано в средствах массовой информации и сети "Интернет", что в свою очередь не позволило заинтересованным лицам принять участие в проведенных публичных слушаниях.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о незаконности постановления N 147.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определения суда апелляционной инстанций, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 14 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Новороссийск - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 10 декабря 2021 года.
Председательствующий Э.К. Мальманова
Судьи Ю.Б. Капункин
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.