Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Русакова А.Е, Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Таймазовой Тамары Марксовны на решение Центрального районного суда города Сочи от 26 апреля 2021 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Таймазовой Тамары Марксовны к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи, администрации города Сочи о признании незаконным отказа департамента имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лиц, имеющих право на представление им земельных участков в аренду", обязании администрации города Сочи предоставить Таймазовой Тамаре Марксовне муниципальную услугу "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду".
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Таймазова Т.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - Департамент), администрации города Сочи о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лиц, имеющих право на представление им земельных участков в аренду", обязании администрации города Сочи предоставить Таймазовой Т.М. муниципальную услугу "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду".
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 26 апреля 2021 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2021 года решение от 26 апреля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 ноября 2021 года, Таймазовой Т.М. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права.
Определением судьи от 24 ноября 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 14.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в размере, установленном органом местного самоуправления городского округа (поселения), при соблюдении следующих условий: ни одному из таких родителей на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования) Краснодарского края, в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялись в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки), садоводства, огородничества; гражданин (заявитель) на момент подачи заявления в течение последних пяти лет должен быть зарегистрирован по месту жительства на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования) Краснодарского края, в границах которого испрашивается земельный участок; возраст одного из детей заявителя на момент подачи заявления не должен превышать: 18 лет для детей, проживающих в семье заявителя; 19 лет для детей, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ; 23 лет для детей, обучающихся в образовательных учреждениях и государственных образовательных учреждениях по очной форме обучения на бюджетной основе.
С 1 марта 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действует статья 39.5 ЗК РФ, содержащая перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Краснодарского края разработан и утвержден Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 3085-КЗ)
Данным Законом N 3085-КЗ закреплено право на приобретение земельного участка гражданами имеющими трех и более детей в аренду.
Так, в силу статьи 1 Закон N 3085-КЗ гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.
При этом, первичное предоставление земельного участка осуществляется в аренду.
Исходя из положений статьи 7 Закона N 3085-КЗ земельный участок предоставляется многодетной семье путем заключения договора аренды.
В соответствии со статьей 6 Закона N 3085-КЗ, в целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений частей 2 и 3 статьи 2 Закона N 3085-КЗ формируют и утверждают Перечень.
Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя.
В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предназначенных для предоставления в аренду заявителям (далее - Перечень федеральных земельных участков), полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
В Перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков.
В течение трех рабочих дней со дня утверждения Перечень федеральных земельных участков направляется в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены земельные участки.
Представительным органом муниципального образования земельные участки, содержащиеся в Перечне федеральных земельных участков, включаются в Перечень.
На основании статьи 7 Закона N 3085-КЗ заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением земельных участков, указанных в Перечне, подает по месту проживания в орган местного самоуправления письменное заявление только на один земельный участок, указанный в Перечне, по форме согласно приложению 2 к Закону N 3085-КЗ.
В случае подачи в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня нескольких заявлений от различных заявителей на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматриваются в порядке очередности постановки заявителей на учет. По истечении указанного срока заявления рассматриваются в порядке очередности их подачи.
В течение не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления орган местного самоуправления проверяет заявителя на соответствие условиям, предусмотренным статьей 1 настоящего Закона, и принимает решение: о предоставлении земельного участка в аренду; об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с обоснованием отказа.
Заявитель, по заявлению которого принято решение органом местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с более поздней постановкой на учет или поздней подачей заявления на предоставление земельного участка в аренду, имеет право на повторную подачу заявления на другой земельный участок, включенный в перечень.
Орган местного самоуправления не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения выдает заявителю под роспись или направляет заказным письмом с уведомлением копию принятого решения, а в случае положительного решения - с приложением трех экземпляров проектов договоров аренды.
Заявитель, в отношении которого принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, должен в течение 30 календарных дней с момента получения проекта договора аренды обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права на земельный участок и не позднее трех рабочих дней с момента государственной регистрации договора представить органу, принявшему решение о предоставлении земельного участка, один экземпляр зарегистрированного договора аренды земельного участка. В случае невыполнения данного требования решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка подлежит отмене с одновременной постановкой заявителя снова на учет с даты принятия решения об отмене.
Земельный участок предоставляется заявителю сроком на ДД.ММ.ГГГГ лет. Права по договору аренды земельного участка не подлежат переуступке третьим лицам (кроме детей, супругу или супруге).
На основании статьи 9 Закона N 3085-КЗ заявитель, состоящий на учете, имеет право получить земельный участок в предельных (минимальных и максимальных) размерах, установленных частью 2 статьи 9 Закона N 3085-КЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Таймазова Т.М. является многодетной матерью 3-х дочерей. Ею было подано заявление в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков в аренду.
23 ноября 2020 года Таймазовой Т.М. был получен отказ в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, что подтверждается письмом Департамента от 5 ноября 2020 года N
Данный отказ мотивирован тем, что в соответствии с п. 28 приложения к административному регламенту предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков аренду", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27 февраля 2015 года N574 заявителем представлен неполный пакет документов, указанных в п.19 Административного регламента, а именно не были предоставлены заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих дату рождения другого родителя (ФИО10 ФИО11) или отсутствия у ребенка (ФИО12, ФИО14, ФИО15) одного из родителей, либо оригиналы документов для обозрения, не представлено свидетельство о рождении ФИО16. Кроме того, в соответствии с Законом N 3085-КЗ из представленных документов департаментом установлено, что у Таймазовой Т.М. отсутствует регистрация в течении последних пяти лет по месту жительства на территории города Сочи, либо территории Краснодарского края.
Установив изложенное, руководствуясь проведенным нормами права, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что основания для отказа предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление им земельных участков аренду" подтверждаются материалами дела, кроме того, в силу ст. 84, ч. ч. 1, 8 ст. 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление поступило в Центральный районный суд города Сочи 1 марта 2021 года, тогда как отказ в предоставлении муниципальной услуги вынесено было 5 ноября 2020 года, следовательно с пропуском установленного законом трехмесячного срока для обжалования решения.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанций, верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, судебная коллегия кассационной инстанции находит подтверждение, того, что оспариваемый отказ департамента вынесен в пределах компетенции административного ответчика, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречит закону и не нарушает прав и интересов административного истца.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи от 26 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 августа 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 января 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Русаков А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.