Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЕрмошинаР.В, действующего в интересах КозимировойН.В, на решение Сакского районного суда Республики Крым от 9 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 28 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Козимировой Н.В. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козимирова Н.В. обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от17сентября 2020 года.
Просила обязать министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть ее заявление и принятия решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 4715 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 9 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 28 июня 2021года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Козимировой Н.В. по доверенности Ермошиной Р.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 10 ноября 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 7 декабря 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных впунктах 1 и 2 части 9настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных впунктах 3и4 части 9и вчасти 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 21 июля 2020 года в адрес министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым поступило заявление Козимировой Н.В. об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика "адрес", площадью 4715 кв. м, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, испрашиваемое право - аренда.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым 30 июля 2020 года направлен межведомственный запрос с просьбой в рамках собственной компетенции предоставить согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также информацию о соответствии (несоответствии) схемы расположения земельного участка документам, указанным в пунктах 4, 5 порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане и проекта межевания территории, утверждённом постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года N 44.
Министерство культуры Республики Крым письмом от 10 августа 2020года согласовало схему расположения испрашиваемого земельного участка.
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым дан ответ от 11 августа 2020 года из которого следует, что согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и данным публичной кадастровой карты Российской Федерации, испрашиваемый земельный участок располагается вне границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, вне границ водоохранных зон Чёрного и Азовского морей, не отнесён к землям лесного фонда. При этом считает возможным согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при условии размещения и функциональной эксплуатации земельного участка в соответствии с действующей градостроительной документацией; обеспечения сохранности зелёных насаждений, произрастающих на испрашиваемом земельном участке, согласно требованиям статьи 20 Закона Республики Крым от 25 декабря 2014 года N 50-ЗРК/2014 "О растительном мире"; соблюдения других требований действующего законодательства.
Администрацией Сакского района Республики Крым 11 августа 2020 года предоставлен ответ о согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. При этом указывается, что согласно утверждённой градостроительной документации Молочненского сельского поселения, а именно Генеральному плану (решение 72 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 9 октября 2018 года N 142), карте функционального зонирования, Правилам землепользования и застройки Молочненского сельского поселения Сакского района (решение 79 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 28 декабря 2018 года N 225) земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), за границами населённого пункта. Испрашиваемый вид разрешённого использования земельного участка соответствует утверждённым документам территориального планирования и (или) документации по планировке территории. Земельный участок не предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения. Предоставленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует документам, указанным в пунктах 4, 5 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории.
Письмом от 12 августа 2020 года Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым в пределах своей компетенции согласовал схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Министерство строительства и архитектуры Республики Крым письмом от12 августа 2020 года согласовало схему расположения земельного участка, в связи с тем, что на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждённой постановлением Совета министра Республики Крым от 30 декабря 2015 года N 855 (с изменениями в редакции от 13 декабря 2019года N 733), отсутствует информация о размещении планируемых региональных объектах, размещение о которых возможно потребуется на формируемом земельном участке согласно представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Кроме этого, в настоящее заключение, не входит согласование установления категории земельных участков и их видов разрешённого использования, так как в схеме территориального планирования Республики Крым отсутствует раздел, позволяющий определить категории и виды разрешённого использования формируемых земельных участков.
Из обжалуемого ответа министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 17 сентября 2020 года следует, что согласно генеральному плану муниципального образования Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, утвержденному решением Сакского районного совета Республики Крым 72 сессии 1 созыва от 8 октября 2018 года "Об утверждении генерального плана Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым" проектируемый участок расположен в проектных границах с. Молочное Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым. В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьёй 39.18 настоящего Кодекса. Статьёй 18 Закона N 66-ЗРК установлено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2021 года. Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки Молочненского сельского поселения Сакского района (решение 79 сессии Сакского районного совета I созыва от 28 декабря 2018 г..N 225) земельный участок расположен в зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1).
По информации, предоставленной Министерством строительства и архитектуры Республики Крым, градостроительные регламенты территориальной зоны территорий неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1), устанавливающие возможность использования земельных участков по фактическому использованию, распространяют своё действие на земельные участки, которые представляет собой часть земной поверхности и имеют характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определённой вещи. Принимая во внимание, что градостроительным регламентом территориальной зоны территорий неурегулированных вопросов по Генеральному плану (Н-1) не устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, принятие решений по образованию земельных участков, находящихся на территориях неурегулированных вопросов, в части развития указанных территорий, возможно только после устранения неурегулированных вопросов и утверждения внесения изменений в генеральный план. Таким образом, Администрации Сакского района Республики Крым необходимо обеспечить внесение изменений в утверждённый генеральный план Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым в рамках мероприятий по устранению неурегулированных вопросов, обозначенных в материалах в виде карт по несогласованным вопросам, в утверждённых документах территориального планирования муниципальных образований Республики Крым в соответствии со статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, у Минимущества Крыма отсутствуют правовые основания в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 4715 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, западнее с.Молочное.
В связи с обращением Козимировой Н.В. в прокуратуру Республики Крым о возможных нарушениях земельного законодательства, 6 ноября 2020 года в адрес министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым направлен соответствующий запрос, на который министерством дан ответ о том, что после проведённого анализа материалов и сведений по территориальному планированию и градостроительному зонированию Сакского района, установлено, что администрацией Сакского района предоставлено недостоверное согласование схемы расположения земельного участка. Согласно Правилам землепользования и застройки Молочненского сельского поселения Сакского района (решение 79 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 28 декабря 2018 года N 225) земельный участок расположен в зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1). В соответствии с генеральным планом муниципального образования Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, утверждённым решение 72 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 8 октября 2018 года проектируемый участок расположен в границах с. Молочное Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым. Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьёй 39.18 настоящего Кодекса.
Статьёй 18 Закона N 66-ЗРК установлено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2021 года. Таким образом, по результатам рассмотрения заявления, Козимировой Н.В. направлено письмо о невозможности принятия решения, в связи с выявленными обстоятельствами. Кроме того, в связи с обращениями представителя заявителя в телефонном режиме о неправомерном отказе в предоставлении услуги, Минимуществом направлен запрос в адрес главы администрации Сакского района Республики Крым. Письмом от 30 октября 2020 года глава Администрации Сакского района проинформировал, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах населённого пункта, в зоне Н-1 (зона неурегулированных вопросов по генеральному плану).
Из ответа администрации Сакского района Республики Крым от 30 октября 2020 года, предоставленного в адрес министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым следует, что испрашиваемый земельный участок, согласно утверждённой градостроительной документации Молочненского сельского поселения, а именно Генерального плана (решение 72 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 9 октября 2018 года N 142), в карте функционального зонирования отражён в зоне отдыха и туризма, озеленения и общего пользования, согласно Правилам землепользования и застройки Молочненского сельского поселения Сакского района (решение 79 сессии Сакского районного совета 1 созыва от 28 декабря 2018 года N 225) земельный участок отражен на карте градостроительного зонирования в зоне Н-1 (зона неурегулированных вопросов по генеральному плану) в планируемых границах населённого пункта.
Министерство имущественных и земельных отношений правомерно указало в обжалуемом отказе на то, что принятие решений по образованию земельных участков, находящихся на территории неурегулированных вопросов, в части развития указанных территорий, при указанных обстоятельствах, возможно только после устранения неурегулированных вопросов и утверждения внесения изменений в генеральный план.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утверждённый в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; проектная документация лесных участков; утверждённая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 39.6 указанного Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьёй 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.18 данного Кодекса предусматривает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "Опредоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" устанавливается порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2023 года.
Подпункт 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утверждённому проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157 утверждено Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно указанному Положению к функциям министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относится осуществление от имени Республики Крым в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и землями, находящимися в собственности Республики Крым (пункт 3.2.).
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым согласовывает решения, принимаемые органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного автономного учреждения Республики Крым, созданного на базе имущества, находящегося в собственности Республики Крым, по вопросам: осуществляет от имени Республики Крым управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Крым (пункт 4.41)
Из указанных норм права и материалов дела следует, что министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым полно и всесторонне, в пределах своих полномочий рассмотрело заявление административного истца и, с учётом выявленных обстоятельств, отказало административному истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, западнее с. Молочное, площадью 4715 кв. м.
При проведении прокуратурой Республики Крым проверки по обращению Козимировой Н.В, министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно сделан запрос в администрацию Сакского района Республики Крым, ответ которой согласуется с выводами, изложенными в обжалуемом отказе, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Н-1 (зона неурегулированных вопросов по генеральному плану).
Апелляционным судом из решения районного суда правомерно исключено указание о представленной на запрос суда администрацией Сакского района Республики Крым информации от 9 марта 2021 года. Однако указанная судом информация лишь подтверждает имеющиеся в деле доказательства и не является единственным доказательством по делу.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 9 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 28 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 января 2022года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.